Ексклюзивы
пятница, 05 июня 2015 14:00

"Назарова прикрывает Муженко. А того - верховный главнокомандующий Порошенко"

 

В Израиле ни один командир не оставит своих людей в окружении

У входа в ресторан депутатской гостиницы "Киев" сидит бывшая народная избранница и экс-министр культуры Оксана Билозир. Разговаривает с мужчиной. Напротив у окна - редактор интернет-издания "Цензор.нет" 38-летний Юрий Бутусов:

- Спрячу документы. Потому что это не мои, а государственные секреты, - кладет в сумку кипу распечаток с текстом и графиками.

Громко включен телевизор - показывают юмористический сериал "6 кадров".

- Недавно был в Песках. Проехался по передовым позициям и точкам, - рассказывает Бутусов. - Больше всего критикуют управление.

Бойцы не верят в командование?

-  Система управления, как и в государстве, фрагментарная. Есть командиры, которым доверяют. Это люди, которые постоянно находятся с личным составом, выполняют задания. Как комбриг 92-й бригады полковник Виктор Николюк. Но в руководстве Вооруженных сил таких меньшинство. И их не продвигают по службе.

Прошел год войны. Должны провести военную реформу. Создать систему управления, построенную на новых кадрах. Ее должен запустить президент как верховный главнокомандующий. Потому что ни одна система не реформирует сама себя изнутри. Начальник Генерального штаба Виктор Муженко этого не сделает.

Выглядит так, что для Порошенко это - не первоочередное задание?

-  Он - дипломат. Для него самое главное - закрепление Украины как субъекта международной политики. Также важна внутренняя политика. Он опасается возможных мятежей. Хотя среди бойцов на фронте не было и нет революционных настроений. Правда, со зла могут сказать: "Достало! Вот придем в Киев и всех свергнем!" Но попробуйте найти хоть одну кухню в Киеве или Львове, где такое не услышите. У бойцов часто даже воды нет. Тратят копейки с зарплаты, чтобы ее купить, запчасти для боевой техники.

Но в этом году в бюджете на армию заложили более 50 миллиардов гривен.

-  Если реформируем военную сферу, то должны думать над стратегией. Что у солдата на передовом опорном пункте должно быть обязательно, чтобы чувствовал себя человеком, гражданином, военнослужащим и победителем? Есть минимальные потребности и оптимальные. Выстраивается план. После того смотрим: сколько у нас денег в бюджете. Считаем: сколько таких солдат можем содержать. 250 тысяч, как сейчас по указу президента, или нам нужно сто тысяч?

Украинские генералы оканчивали советские учебные заведения, их опыт устарел. Руководители Генштаба Муженко и Назаров не воевали даже в Афганистане. Так зачем они на таких должностях? Новую эффективную армию должны создавать майоры, подполковники, максимум полковники, которые проходят через АТО. И должно быть государство, способное содержать такие вооруженные силы.

Как урегулировать ситуацию на Донбассе?

-  От Грузии отрезали два больших района. У Молдовы забрали Приднестровье. Эти конфликты заморозили. Однако ни Грузии, ни Молдове не стало легче. Стеной все не обнесешь.

26 мая мы приняли стратегию нацбезопасности, которая предусматривает возвращение контроля за государственными границами. Сделать это надо силой. Иначе в демилитаризованной зоне всегда будет бандитский анклав - будут торговать людьми, наркотиками, будет процветать контрабанда.

Бутусову звонят на мобильный с наклейкой трезуба. Собеседник называется Василием Васильевичем.

- Это отец начальника штаба одной из механизированных бригад. Он - учитель, приехал познакомиться. Я писал о его сыне.

-  Почему израильская армия отражает все наступления врага? - продолжает Юрий. - Потому что они мыслят победами. Они поняли: в современном мире главное - человеческий ресурс и качественное управление. Там есть правило: чего солдат не знает или не понимает, личным примером компенсирует командир. У израильтян бывали неудачные операции, атаки. И всегда первыми платили командиры. У них офицеров погибает в разы больше, чем солдат. Их премьер Биньямин Нетаньяху - бывший командир спецподразделения "Сайерет Маткаль", которое участвовало в десятках боевых операций, выполнял самые рискованные задания. Когда уволился из армии, люди проголосовали за него. Его родной брат подполковник Йонатан погиб, когда освобождали заложников в аэропорту Энтеббе в 1976 году.

В Израиле нет командира, который может оставить своих людей в окружении. Он всегда там, где тяжелее всего. Оттуда руководит войсками. А у нас начальник Генштаба Муженко с заместителем Назаровым сидят в Киеве или в Краматорске. Что депутат Житомирского областного совета от Партии регионов Муженко сделал для восстановления украинской армии? А чего его брат не воюет? Чтобы им поверили, они должны показать личный пример. А у нас три сектора из пяти попадали в окружение. И только генерал-лейтенант Хомчак в секторе "Б" сидел в окружении. Так о каком доверии к ним со стороны солдат и офицеров можно говорить?

Как тогда нам переходить в наступление и отвоевывать территории?

-  Измениться должно общество. Оно должно сказать политикам: нам нужны не обещания, а программа действий. Людям надо знать, как реформируем экономику, суды, армию, сектор безопасности.

Муженко и Назарова нужно посадить в тюрьму. Они не выполняли устав Вооруженных сил. Планирование операции начинается с бумаги. Ты не можешь по телефону рассказать, куда какое подразделение перебросить, какие цели, задания, взаимодействие, куда сколько снарядов подвезти. Штаб пишет замысел операции. Это - требование, нарушение которого предусматривает уголовную ответственность. А они не пишут замысел и план операции. Нет и графических карт того, что делают. Можно понять, почему такого не было в прошлом году. Но когда в июле 2014-го начались активные боевые действия, такое преступление надо было пресекать. В августе это привело к тяжелым последствиям и многочисленным жертвам. В Иловайске за день погибло около 500 человек, которые за трое суток до котла могли беспрепятственно выйти оттуда. Чего мы достигли этими жертвами? Какие результаты? Ни замысла, ни плана, ни ответственности. Если бы они тогда все написали, это была бы статья за превышение служебных полномочий - до 12 лет заключения. Сейчас это халатность. Но она тоже потянет на несколько лет. Назарову в ноябре прошлого года вручили подозрение в служебной небрежности. Но все спокойно - его повышают до первого заместителя начальника Генштаба. Назарова прикрывает Муженко. А того - верховный главнокомандующий Порошенко.

Чего в действительности хочет Путин?

-  Сначала ставка была на то, что Украина рассыплется изнутри. Сейчас это невозможно. Поэтому Путин добивается, чтобы мы признали Крым российским, а также дали максимально широкие права в настоящее время оккупированным территориям Донбасса. И тогда, намекает он, Москва перестанет подпитывать войну. Мы на такое согласиться не можем. За что погибли больше двух тысяч наших бойцов? Больше семи тысяч мирного населения? Как после этого идти на уступки?

На кого сейчас работает время?

- На нас. Если бы Россия сумела взять под контроль Днепропетровщину и Одесчину, нам пришлось бы договариваться с Путиным. Потому что без этих регионов Украина не сможет существовать экономически. А теперь идет речь лишь о возможных тактических выигрышах Москвы. Этот год будет боевым на Донбассе. Террористы будут стремиться атаковать - то там, то там. В 2016-ом интенсивность боевых действий может резко уменьшиться.

Сейчас вы читаете новость «"Назарова прикрывает Муженко. А того - верховный главнокомандующий Порошенко"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть