Ексклюзивы
вторник, 01 декабря 2015 06:10

Наш самый большой дефицит

Феноменом Майдана стал бум доверия. Этого ли не больше всего не хватает нашему обществу. Образно говоря, мы три месяца ели черную икру ложками.

Кроме комендантов и сотен самообороны, Майдан был хаотичный - не имел ни формальной структуры, ни единой системы управления. Все сотрудничали и помогали друг другу благодаря взаимному доверию. В декабре 2013 года человек, который видел меня несколько раз, дал пакет с деньгами - около тысячи британских фунтов от диаспоры. Попросила передать "кому надо" - для лечения раненых после избиения 30 ноября. Я знал, кому надо, и передал. Откуда меценат знал, что я не убегу с деньгами или не сдам его милиции? Просто знал. Таких эпизодов тогда было море.

Майдан не мог бы существовать, если бы мы не научились полагаться на малознакомых людей. Этим принципиально отличались от антимайдана - условного сообщества, которое противостояло Майдану и пыталось сохранить статус-кво режима Януковича.

Вокруг главного человека в государстве существовала "семья" - круг не доверия, а зависимости. Механизмы зависимость были разными - страх, деньги, должности, амбиции. На всех уровнях действовал принцип - можешь положиться только на человека, который от тебя зависит. Иначе он обманет. Я им не завидую - жить и никому не доверять очень страшно.

Доверие к другим, наверное, имело свои негативные последствия – что-то воровали, что-то пропадало, где-то под маской майдановского собрата прятался провокатор или политический карьерист. Говорю "наверное", потому что мало тогда об этом думал. Да и в масштабах Майдана, сотен тысяч маленьких взаимных доверий, вред от этого был мизерный.

Взаимное доверие от Майдана унаследовало волонтерское движение. Человек идет в магазин, покупает теплые носки и кладет в ящик незнакомым волонтерам. Рассчитывает на то, что эти носки передадут замерзшему солдату на Востоке. Внутренний советский человек саркастически шепчет на ухо - "сп ... дят". Возможно. Но гражданин рискует - пусть из 10 пар носков до фронта доедут девять. Это лучше, чем ничего.

Политики получили от общества значительно больший кредит доверия, чем заслуживали. Вспомните результаты выборов 2014-го.

Спустя два года констатируем - нет доверия. Мало того, что его нет между обществом и государством. Хуже, что власть не научилась доверять. Даже наоборот - унаследовала подходы предшественников. На всех уровнях остались старые кадры, управляемые и прогнозируемые. Вместе с ними вернулись отвратительные практики домайдановских времен - например, в Днепропетровске на празднование Дня свободы и достоинства выгнали бюджетников.

Не думаю, что это предательство. Порошенко, скорее всего, хочет сохранить управляемость государства в условиях войны. Поэтому использует систему, которая работала до него. Строить с нуля новую, основанную на доверии, не рискует.

Но во время Майдана все видели противостояние этих двух моделей, в частности в условиях, близких к войне. Доверие оказалась выигрышной стратегией. Система же, основанная на деньгах, страхе, насилии и зависимости, потерпела поражение, рухнула и похоронила своего создателя.

Отар Довженко, "Украинская правда"

Сейчас вы читаете новость «Наш самый большой дефицит». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть