Ексклюзивы
вторник, 03 июня 2014 11:00

"Наибольший вызов для Порошенко — не превратиться в Тимошенко"

 

Эксперт по стратегиям 38-летний Евгений Глибовицкий назначает встречу в двухуровневом офисе на столичной ул. Артема. На первом этаже оборудована кухня. В соседней комнате работают несколько людей. Глибовицкий предлагает сесть на кресла-мешки, сам располагается на стуле. Чернявая помощница со стрижкой-каре приносит кофе в больших чашках, накрытых блюдцами.

— Петр Порошенко получил огромный вызов, — говорит Евгений. — Ему придется идти на компромиссы, которые не понравятся Майдану. Потому что тот стоял за подотчетность. А президенту придется договариваться с олигархами, которым публичность не нужна.

В первую очередь перед Порошенко будет три задачи. Первое: закончить антитеррористическую операцию. Это — боль, которая не дает дышать.

Второе: восстановить жизнеспособность армии, Службы безопасности, Пограничных войск, правоохранительных органов, судов.

Третье задание: провести досрочные парламентские выборы. Есть опасность, что компромисс по роспуску Верховной Рады будет заключаться в том, что выборы проходят в этом году, но по закрытым спискам. Изменения избирательной системы боится практически вся политическая верхушка.

Порошенко удастся переломить ситуацию?

— Он довольно умелый менеджер. Должен стать первым президентом, который работает во взаимодействии с гражданским обществом. Это и сотрудничество, и давление снизу.

Как Порошенко правильно балансировать?

— Будет много переговоров. Олигархам нужно сохранить влияние. А модернизация страны означает уменьшение их роли. Коломойскому не нужна демократизация. То же с Ахметовым. Они не заинтересованы в послаблении влияния на экономику и власть. Краткосрочно присутствие Ахметова в коалиции важно для наведения порядка на Донбассе и Луганщине. Долгосрочно — будет мешать модернизации Донбасса и развитию региона.

Порошенко нужно делать страну более конкурентной. Это болезненные экономические реформы. Нужно решить вопрос с социальной петлей. Пенсионеры, льготники, бюджетники получают от государства обещание денег, которых у того нет. Пенсионный фонд — банкрот. Страна доведена до ручки. Порошенко придется это разгребать.

Он не будет бороться с олигархами?

— В краткосрочной перспективе с ними придется договариваться. В долгосрочной — их полномочия должны быть урезаны. Первый период будет длиться, пока есть реальная угроза безопасности страны. Второй — начнется или не начнется — как только решат вопросы безопасности и пройдут выборы в центральные и местные органы власти.

В развитии страны роль крупных капиталистов должна быть бизнесовой, а не политической.

Что делать с силовыми структурами?

— Нужно нанимать иностранных исполнителей, сочетающих понимание миссии с хорошими профессиональными навыками. Вместе с украинской на автодорогах могла бы стоять немецкая дорожная полиция. То же касается судебной системы. Таким образом через пять-семь лет мы могли бы получить хорошо вышколенные структуры.

Чего ожидать от Порошенко-президента?

— Он довольно прагматичен. За прагматичностью трудно разглядеть его ценности. Скорее всего, он будет объединительным центром. А не полюсом, который куда-то тянет, как это делал Виктор Ющенко. Порошенко должен заложить фундамент для изменений.

Что делать с Конституцией? Возможна ли война за полномочия между президентом, правительством и парламентом?

— Конституционный вопрос не стоит затрагивать до стабилизации ситуации. Это главный документ страны, который должен формироваться, во-первых, публично, во-вторых, в спокойной обстановке. Нужно продискутировать огромное количество принципиальных вопросов: имеет ли народ право восстать и при каких условиях, при каких обстоятельствах должны проводить досрочные выборы, что делать, когда президент убегает? Сейчас эти и другие важные вопросы пытаются решить наскоком.

Что может стать наибольшим вызовом для Порошенко?

— Осознание необходимости отчитываться перед обществом. Будет очень непростой процесс притирки. Это сложно, но реально. Сейчас человеческими жизнями платим непомерную цену за то, что не решали эти проблемы раньше. С другой стороны, мы мало знаем Порошенко.

Изменения начнутся от осознания им своей миссии?

— От того, какая у него миссия, зависит, готов ли он дальше проиграть, но заложить в систему необходимое. Я не знаю, какая миссия у Порошенко. А его успех или неуспех будет определяться именно этим.

Он должен стать президентом-камикадзе?

— Не обязательно. Вопрос не в том, что ему нужно политически погибнуть. А в том, что не нужно бояться этой жертвы. Это не суицид. Это отсутствие страха заплатить своей будущей политической карьерой за дальнейший успех страны.

Глибовицкий говорит громко. Из соседней комнаты выходит работница. Склоняется к Евгению, просит разговаривать тише.

Как отреагирует украинское общество, если Порошенко не осознает свою миссию?

— Может произойти третий Майдан. Предохранители в обществе сняты, поэтому он будет насильственным с первого дня. Это не будет фестиваль, как в 2004 году, или попытка повторить фестиваль — в 2013-м. Украина сейчас — организм без иммунитета. Простая инфекция может привести к очень серьезным последствиям. Поэтому некоторое время должны дуть на холодное. Порошенко ходит по минному полю. Количество зависимостей и коррупционных связей — безумное.

Какие слабые и сильные стороны нового главы государства?

— Он умеет хорошо работать, принимать волевые решения, держать удар. Еще когда я был на "5 канале", последняя наша рабочая встреча началась в полвторого ночи и завершилась в три. Уверен, что в 9.00 он уже был на работе.

Наибольшая слабость — неопределенность миссии. Это может превратить компромиссы из средства достижения цели в саму цель. Если компромисс становится целью — мы не прогрессируем.

Что он должен сделать за три недели, которые получил благодаря выигрышу в первом туре?

— В первую очередь сформировать команду. Реально президент руководит 10–12 людьми. Он делегирует полномочия им, они — дальше. Очень важно, чтобы на этих позициях были хорошие управленцы, ответственные люди без коррупционных связей.

Очень сложно будет решить, как должен работать четырехугольник Порошенко-Тимошенко-Турчинов-Яценюк. Юлия Владимировна проиграла, но никуда не исчезла. Наибольший вызов для Порошенко — не превратиться в Тимошенко. Не стать популистом. Такая склонность у него есть.

Порошенко также нужно понять, какую повестку дня хочет сформировать. Что должно быть первым, вторым и третьим пунктом. Неправильная повестка дня может пустить под откос все его президентство, а с ним — и всю страну.

Сейчас видим очень высокую сплоченность украинцев. Как сделать так, чтобы позитивные изменения в обществе закрепились?

— Изменения начались в сознании еще до Майдана. Скорость, с которой они происходили последние пять-семь лет, — сногсшибательная. В мире редко случаются такие быстрые общественные превращения. Процесс должен как-то замедлиться, иначе получим ситуацию, когда мышцы выросли, а скелет — нет. После прорыва может наступить сильный откат назад. А нам нужен постоянный, последовательный прогресс.

120 раз в год летает Евгений Глибовицкий. Бывает в среднем в 15 странах и 20 городах Украины.

— Каждый третий день года провожу в командировке, — рассказывает. — Часто страну, в которую приехал, не вижу из-за работы.

О семье говорить отказывается

Евгений Глибовицкий родился во Львове. Отец был солистом оперы, мать — инженер-химик.

20-летним Евгений переехал в Киев. Имеет три высших образования — политолога, философа, юриста.

Работал в редакциях нескольких газет и радиостанций. В начале 2000-х создавал информационную службу "5 канала". Семь лет назад основал компанию pro.mova.

Много путешествует. Любит читать о транспорте и авиации, слушать рок-н-ролл, рок, классику и джаз.

О семье рассказывать отказывается. Известно, что имеет детей.

Сейчас вы читаете новость «"Наибольший вызов для Порошенко — не превратиться в Тимошенко"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть