вторник, 19 апреля 2016 07:25

"Где я работал, сейчас правды нет"

 

— Мы подняли внутренний Майдан прокуратуры. Но он закончился реваншем старой коррумпированной гвардии. На ее стороне политическая власть, — говорит бывший заместитель генерального прокурора, прокурор Одесской области 34-летний Давид Сакварелидзе.

Встречаемся 11 апреля в Центре свободной экономики им. Бендукидзе. Это на столичной ул. Верхний Вал, 10. Здесь Сакварелидзе имеет кабинет. Опаздывает на 20 минут. На первом этаже здания в кофейне предлагают кофе по 30 грн и пироги — 50 грн за кусок.

Давида Сакварелидзе уволил бывший генеральный прокурор Виктор Шокин в последний день пребывания на должности. Сакварелидзе приехал в Украину из Грузии по приглашению президента Петра Порошенко в феврале 2015 года. Принял украинское гражданство.

Давид приглашает в один из кабинетов с прозрачными стенами и дверями. В соседних комнатах общаются молодые люди.

— Вчера дали команду начать против нас негативную кампанию в соцсетях и СМИ. Меня это не пугает. Лишь показывает, что политическое руководство страны занимает неправильную позицию, — говорит Давид. — Много общаюсь с молодежью, с общественными активистами. Вижу себя рядом с правильными людьми. Там, где правда. Где я работал, сейчас правды нет. Но там есть честные люди. Им нужно дать надежду.

Вы постоянно были в противостоянии с генпрокурором Шокиным и его заместителями. Почему не ушли сами? Ждали увольнения или не надеялись на него?

— Да, я противостоял Шокину и всем, кто защищает старую систему. Им в ней комфортно. Но прокуратура должна бороться против коррупции в первую очередь в себе. Потом — против коррупции в государстве. Они же соревнуются за собственное обогащение, своей семьи, родственников и кумовьев.

Работники ГПУ обратились к президенту с просьбой назначить генеральным прокурором человека из своей системы.

— Надеюсь, это не было согласовано с президентом. Возможно, так хотели показать Юрию Луценко (руководитель фракции "Блока Петра Порошенко" в парламенте, бывший министр внутренних дел. Заявил о своем желании стать генеральным прокурором. — ГПУ) — система тебя не принимает. Но мы будем пытаться тебя туда назначить. Чтобы общество восприняло это как победу.

Сегодня запрос общественности — генеральный прокурор не из системы, не генерал. Вместо количества звездочек на погонах людям нужны поступки, результативные резонансные дела. Прокуратура должна защищать интересы граждан, а не только власти. И бороться с бедностью. Прокуратура может вернуть в Украину миллиарды вывезенных из нее долларов.

Что сделали на должности заместителя генпрокурора?

— Показал пример некоррумпированности. Даже когда генпрокурор и вся структура отвернулись от нас, удалось ударить по неприкосновенным людям самого Шокина. Мы нарушили уголовные дела против прокуроров. Хотя нам на высшем уровне перекрыли оперативную поддержку после дела "бриллиантовых" прокуроров. Перед тем велели не помогать мне — потому что это создает проблемы для Шокина. Однако я согласился ехать в Одессу — прокурором области. Там удалось открыть общенациональные резонансные дела. Из-за них в конце концов меня и уволили.

Почему Порошенко держался за Шокина? Был доволен его работой?

— Они давно знают друг друга. Порошенко доверяет Шокину. Президенты всегда хотят иметь верного генерального прокурора. Чтобы поддерживал линию главы государства и не создавал угроз для его политической команды.

Обращались за помощью к президенту?

— Да. Как результат — меня уволили, а команду парализовали. Все начинания заморожены.

Как это было?

— Несколько раз писал ему сообщения — после увольнения наших ребят, которые взялись за дело "бриллиантовых" прокуроров. Прошло две недели, и увольнять стали активнее. У стен прокуратуры выступал современный Вышинский (был главным государственным обвинителем на сталинских "показательных судебных процессах" 1930-х. — ГПУ) по фамилии Куценко (помощник генпрокурора. — ГПУ). Поливал грязью наших работников. Рассказывал всей Украине, какие мы плохие и как все идеально в прокуратуре.

Потом была акция на нашу поддержку. До нее мы с Михеилом Саакашвили (губернатор Одесчины. — ГПУ) встречались с Петром Алексеевичем. Он поинтересовался, буду ли я участвовать в этой акции. Я сказал, что митинговать не буду, но выйду и поблагодарю людей за поддержку. Порошенко спросил, не собираюсь ли уволиться и присоединиться к этой политической акции. Ответил — вы меня пригласили и это должно быть ваше решение. Он пообещал не увольнять. Через три дня по телевизору я услышал, что меня уволили.

Как сделать прокуратуру современной?

— Хирургическим методом. Нужно всех, кто пишет коллективные доносы, уволить. Они — богатые люди. Имеют связи и влияние. Близкие отношения с депутатами, судьями, бизнесменами. Они перейдут в политическую оппозицию. Это цена борьбы за новую Украину. Их места займут люди не из системы. Другие страны прошли через это — и ничего, там прокуратура не развалилась.

Стоит ли уволить всех прокуроров?

— Увольнять нужно топ-менеджеров, которые не понимают сути прокурорской деятельности. Прокуратура должна не цифрами хвастаться, а результатами. Выполняет она заказ общественности или нет. Сколько преступников наказано, сколько из них сидят, сколько возвращают наворованного.

Ваша зарплата составляла около 6 тысяч гривен. У рядовых работников прокуратуры — еще меньше. Сколько прокуроры зарабатывают в Грузии?

— В 2008 году прокурор получал там 1200–1300 долларов. Плюс бонусы и премии за конкретные результаты. Если, например, было резонансное дело, следователь вернул земельные участки, значительные средства и возместил убытки государству, мог получить 10–20 тысяч долларов премии. Официально. От государства.

В прошлом году мы сэкономили. После сокращения работников прокуратуры (с 18,5 тыс. до 12 тыс. — ГПУ) 80 миллионов гривен забрали в центральный бюджет. Вместо того, чтобы распределить эти ресурсы на работников, которые остались. Также Кабмин принял постановление, которым сократил зарплаты прокурорам.

Как проводили реформу в Грузии?

— Политическое руководство не открывало против нас уголовные дела. Напротив, нарушали против тех, кто мешал. Такие, как Кивалов, боялись даже высовываться, не только агитировать за "русский мир" или писать коллективные доносы. Президент нас поддерживал, парламент понимал, куда мы двигаемся. Стало модно быть некоррумпированным, эффективным, работать на благо общества и строить новую Грузию.

Что конкретно сделали в прокуратуре?

— Изменили руководство. Создали нормальные условия труда, определили идеологию, расписали правила. Был строгий контроль. Работала внутренняя служба безопасности, которая проверяла все коррупционные связи и нарушения этического кодекса прокуроров. Мы боролись с коррупцией. Очищали систему. Украденное возвращали государству.

Почему в Украине реформы продвигаются очень медленно?

— Власть и руководство прокуратуры, судьи не понимают правильно заказа общественности. Нужно выйти на улицу и спросить людей — чего вы хотите от прокуратуры, судов.

Можно ли ожидать качественного прорыва в проведении реформ в течение ближайшего года?

— Думаю, будут сдвиги. У власти — гангрена. Ее заклеивают пластырем и говорят, что все хорошо. Но гангрена остается. Лечить нужно хирургическим путем. Рецепт пишет украинский народ. Мы будем следовать его воле.

Прокурорской зарплаты на жизнь не хватало

Давид Сакварелидзе родился в Тбилиси в семье врачей. Родители имели двухкомнатную "хрущевку" в военном городке. Развелись, когда сыну было 2 года. Его воспитывала мать.

Выучился на юриста. Работал в Министерстве юстиции, Администрации президента Саакашвили, Генеральной прокуратуре, был депутатом грузинского парламента.

В Украину переехал в прошлом году в феврале. Новогодний отпуск провел в Брюсселе и Трускавце.

— Прокурорской зарплаты на жизнь не хватало. Квартиру в центре Тбилиси сдаю квартирантам, — говорит.

Коллекционирует ножи и огнестрельное оружие.

Не женат.

Сейчас вы читаете новость «"Где я работал, сейчас правды нет"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть