Ексклюзивы
вторник, 19 августа 2014 08:40

"В летней кухне ему растопила, так три недели там и пролежал, даже не раздевался"

 

82-летний Марат Вовк из села Москалевка Ярмолинецкого района на Хмельнитчине пять лет живет в землянке. Чтобы поступал свежий воздух, прокопал 2-метровый вентиляционный канал.

— Он в селе больше 20 лет, — рассказывает о соседе 69-летняя Валентина Щебетко. Странный, но грамотный дядя. Когда были морозы до 30 градусов, к себе его забрала. Жаль — замерзнет человек. В летней кухне ему растопила, так три недели там и пролежал. Даже не раздевался.

Местные называют Марата Вовка Мартыном. Говорят, с людьми почти не общается. Рано выходит и возвращается в сумерках.

Дочь Валентины Владимировны Нина ведет на подворье мужчины. Двор от дороги порос кустарниками. Вглубь ведет едва заметная тропинка. В саду вокруг — высокая трава, крапива по пояс.

— Он здесь в глиняной хате жил, — говорит Нина Щебетко, 41 год. — Завалилась. Перешел в кирпичную кухню. Домик дал такие трещины, что мог упасть. Так он в хлев перешел и там землянку вырыл. Внутрь никого не пускает. Вы его аж вечером застанете, но не знаю, будет ли говорить с вами. Очень боится, что его отдадут в дом престарелых.

На деревянных дверях хлева висит небольшой навесной замок. На тропинке кирпичами обложено место для костра. В пепле виднеются остатки костей и кусочек сала.

— Это дед здесь есть готовит. Такого, как борщ или каша, — не ест. Картошки отварит, консерву купит. А умный ведь. Газеты и выписывает, и покупает. Как имеет настроение, то нам с мамой политинформацию читает. Так и мы в курсе дел.

В 21.30 хозяин возвращается в землянку. Стучу в двери хлева. Через минуту выходит невысокий мужчина. Обут в резиновые зимние сапоги с утепленной подкладкой. На седой голове засоленая фуражка. Черные штаны подпоясал тонким красным ремнем. За плечами — солдатский вещевой мешок.

— Как, для чего землянку выкопал? — говорит Марат Николаевич. — Там зимой 6–8 градусов тепла держится, греюсь.

Пристально рассматривает синими глазами. Через минуту начинает улыбаться.

— Я не пью и не курю. Воду беру из пруда, но чаще использую дождевую. Всю информацию черпаю из газет. Имею радиоприемник на батарейках, потому что в хлеве света нет.

Напрашиваюсь зайти. Марат Николаевич колеблется, потом утвердительно кивает.

В одной комнате хлева — горшки, ведра, тазики, ручная пилочка. В углу справа из ямы видно сбитую из сухих палок лестницу. Приблизительно на 2-метровой глубине пространство, на земле тряпье. Места хватит для одного человека и нескольких мешков картошки.

— А летом сплю в другой комнате, — из землянки видно голову хозяина. Сквозь дыру в стене пролазит в другое помещение, загроможденное вещами: в тарелке лежат ножницы и одеколон, рядом на газете хозяйственное мыло. — Грубку летом не топлю, чтобы пожара не наделать. Еду готовлю на улице в котелке. Самое любимое блюдо — отвареное сало с мясом и картошка.

Марат Вовк родственников не имеет. Единственный брат умер несколько лет назад. Дом в селе купил в 1989 году, когда вышел на пенсию. Закончил Омский политехнический институт по специальности радиоэлектроника. Женат не был.

Прошу поделиться рецептом долголетия.

— Все очень просто, — говорит. — Употреблять здоровую еду, больше бывать на свежем воздухе. В день прохожу по 10–15 километров. Но главное — не волноваться. А женщины — это одни волнения, потому и не женился.

За семь километров ходит по воду

Раньше Марат Вовк обрабатывал огород, держал козу, свинью и кур. Несколько лет назад огород отдал соседям. За это имеет картошку, а в сильные морозы его забирают к себе.

— Бесплатно дом ему предлагали, — говорит 49-летняя Раиса Буря, голова Москалевского сельсовета. — Отказался. Предлагали в дом престарелых — не хочет. На зиму думали в больницу отправить — опять отказ. Хотели субсидию оформить, бесплатно дров привезти, тоже не захотел. Говорит: у меня все есть.

Вовк дважды в неделю ездит за 30 километров в Хмельницкий по продукты. До железнодорожной станции Волудринцы проходит 5 км в одну сторону. Ходит по воду и в магазин в соседнее село Райковцы за 7 км. Автобус возит туда пенсионеров бесплатно.

— Как-то иду, а он из Райковец 5-литровый бутыль воды несет. За плечами палка, а на конце рябая сумка — продукты. Воду только из пруда пьет. Говорит: вода из пруда и ржаной хлеб — до ста лет жить будешь, — добавляет голова сельсовета.

Сейчас вы читаете новость «"В летней кухне ему растопила, так три недели там и пролежал, даже не раздевался"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть