Аккордеонист 46-летний Игорь Завадский восемь месяцев сидит в СИЗО. Ему грозит 12 лет тюрьмы. Музыканта, его администратора и водителя обвиняют в шести случаях педофилии и распространении порно. Милиция следила за аккордеонистом больше года. В его квартире на Подоле установили скрытую камеру. 23 марта Завадского задержали у подъезда. На велосипеде он подвозил домой подростка.
В столичное Лукьяновское СИЗО передачи носит знакомая музыканта 55-летняя Любовь Трофимова. Во вторник тянет большую черную сумку. Две несет 50-летний Игорь, знакомый Завадского. Он сед, волосы до плеч. У Трофимовой ярко накрашены губы.
— Я позвонила Игорю, потому что сама это просто не донесла бы, — говорит Любовь Трофимова. — Он из общественного объединения "Наша Земля". В 2009-м эти люди митинговали против застройки Андреевского спуска. Завадский бесплатно устроил для них концерт.
— Я — не фанат Завадского. Но в то, что он педофил, не верю. Понимаете, педофилы, они рассказывают об том. А Игорь ни разу ни о чем подобном! Его просто уничтожают как музыканта, — считает Игорь. — Он должен репетировать 8 часов в сутки, иначе Украина просто потеряет его. Люба купила поношенный аккордеон за тысячу гривен. У Игоря есть концертный, но его в СИЗО нельзя — там сырость. Мы попросили передать ему. Следователь и начальник СИЗО разрешили, а прокуратура — нет. Хотя Игорь собирался играть с выключенным звуком. Ему пришлось вырезать себе макет из фанеры. Нарисовал на нем клавиши и играет.
В КПП за окошком сидит охранник. Записывает наши фамилии в толстый журнал, каждому говорит номер. Мой — 95-й. Пункт передач — это обнесенный стеной двор с домиком посередине. Садимся на скамью. Каждые 5 минут мимо проходят люди с "кабанами". Так на жаргоне СИЗО называют передачи.
Игорь бежит докупить на Лукьяновском рынке воду и сок.
— Мы руки оторвали бы, если бы и напитки из дома тянули, — объясняет Трофимова. — Передать заключенному на месяц можно две передачи по 30 килограммов, или одну на 60. Игорю на Пасху кто-то передал три яблока и кулич. Из-за этого у меня продукты уже не приняли. До конца месяца сидел голодный. Видела его на видеоконференции на прошлой неделе в суде. Жалуется, что зрение ухудшилось. У него близорукость раньше была минус 9 и минус 11, а теперь минус 12 и минус 15.
Любовь Трофимова работает продавщицей в столичном книжном магазине. Познакомились в 1997-м.
— Игорь тогда зарабатывал на жизнь игрой в подземном переходе возле метро Театральная. Моя подруга Елена как-то говорит: "Там в переходе играет парень, очень красиво, идем послушаем". Пригласили его в гости. А он такой тщеславный: "Тогда приглашайте и моих друзей". Пришла компания, человек восемь. В конце 1998-го Игорь с Еленой поженились. По образованию она — организатор массовых действ, заканчивала университет культуры до Поплавского. Но поехала в Испанию учиться на менеджера по туристическому бизнесу. Они вместе много по Европе путешествовали. Игорь играл на площадях — во Франции, Испании, Италии. Разошлись в 2000-м. Елена сейчас замужем, у нее дочь 10 лет. После разрыва Игорь поехал с концертом во Францию. Вернулся окрыленный, позвал меня на свой концерт. Говорит: "Я обвенчался. Глянь, вон она сидит в зале".
В 2006 году музыкант рассказал в интервью "ГПУ", что его жену зовут Миррей Роуз, она — юрист.
— Два года жили в гражданском браке. Я летал во Францию, она — в Украину. Но мне не по душе прагматизм французов, а она не собиралась поселяться в Украине, — рассказывал музыкант.
— Француженки не такие красивые, как показывают в кино. Брюнетка маленького роста. Думаю, он начал встречаться с ней на зло Елене. Вскоре разошлись, — добавляет Любовь Трофимова.
В пункте передач шумно. Выбегает молодая женщина в черной кепке, кричит:
— Трофимова!
Любовь Владиславовна хватает тележку на колесиках. Возвращается Игорь, подхватывает остальные сумки. Вынимают две бутылки негазованной минералки "Моршинская", 1 кг красных помидоров, 2 кг вареного картофеля в целлофановом пакете, пучки петрушки, лука и укропа, 1 кг гречневой крупы. 10 булочек с маком выпадают из целлофана на грязный подоконник, залитый чем-то малиновым.
Женщина в окошке принимает продукты. Возле нее — стол. На нем поварская доска и какая-то железяка. Две посетительницы сидят на скамье напротив. Перед ними — куча пачек "Мальборо". Вытягивают папиросы и складывают в целлофановые пакеты.
— Что за железяка? — спрашиваю.
— Это щуп, дочка, — поднимает голову старшая, в вязанном зеленом берете. — Им в продукты тыкают. Чтобы в моркови, например, героин не передали.
Женщина за окошком осматривает половинку хлеба, порезаный батон и домашний пирог. Взвешивает их в руке, а пирог берет за край и трясет.
— В СИЗО сигареты — это деньги, — объясняет Трофимова. — Там закрытое пространство, в котором ничего не делают. Поэтому люди курят и пьют чай. Весь изолятор пропах сигаретами. Для Игоря это мука, у него на табачный дым аллергия. Через адвоката попросил принести сигарет и отдает охранникам. За это его водят на прогулки с некурящими.
Игорь Завадский родился в городе Инта на севере России. В 1970-х отца-шахтера направили работать в казахский город Экибастуз, а в 1980-х — в Запорожье. Мать Нина Петровна воспитывала семерых детей.
— Говорят, гениальные дети рождаются в семьях, где много детей и отец намного старше матери, — говорит Любовь Трофимова. — Игорь самый младший в семье. Когда родился, трем братьям было за 20. Он не любил о них рассказывать.
Мать Нина Петровна ходит на свидания?
— Только сестра приехала раз, в июле. Маме — 84 года. Она образованная женщина. Много читала, слушала классическую музыку. Но в Киев лет пять не ездит. Ей трудно ходить, болят ноги. Регулярно приезжала в Киев на концерты Игоря, когда папа был жив. Ночевала по знакомым сына. Раз остановилась у моих родителей. Нина Петровна — человек волевой, с характером. Сказала: "Перед концертом у меня должна быть прическа и маникюр". Моя мама повела ее в несколько парикмахерских. В первой Нине Петровне не понравился дизайн, во второй парикмахерша. Согласилась стричься и красить ногти в парикмахерской на Крещатике, я ее сама туда отвела. И попросила убрать из квартиры нашего кота, чтобы не ходил по ее комнате.
Как теперь к Завадскому относятся столичные музыканты?
— На третью неделю после его ареста в консерватории все получили команду молчать. Со мной не разговаривают. Ученик Игоря, его однофамилец Иван Завадский поступал в этом году в училище. Переживал, что на экзаменах скандальная фамилия ему помешает.
Трое старших братьев музыканта умерли. Средняя сестра и один брат живут в России. У матери больное сердце, лежит в больнице.
10
альбомов записал Игорь Завадский — заслуженный артист Украины. Перед арестом записывал 11-й. Единственный в мире обладатель трех высочайших международных призов "Золотая лира". Победитель международных конкурсов во Франции, Италии, Ирландии, Испании. В Книгу рекордов Гиннеса попал за то, что вместе с наибольшим оркестром из 663 аккордеонистов играл на протяжении 29 минут 30 с.
Комментарии
79