
- Ану, садитесь возле меня, расскажу вам сказку о татарском богатыре Ахмеде, силе характерницкой, и Грицьке-Кобылья Смерть, - громко говорит сказочник 52-летний Сашко Лирник на крымско-татарской поляне фестиваля "Країна мрій". Мероприятие прошло 20-21 июня в Музее народной архитектуры и быта в столичном Пирогово.
Сашко Лирник в широкой рубашке и льняных штанах. Садится на траву под сценой и рассказывает сказку о казаке-характернике Грицке, который отворачивает от татар чуму. Чтобы отблагодарить его, богатырь Ахмед приказывает своему войску прекратить наступление. Когда его спрашивают: "А как же приказ хана?", он отвечает: "Выше хана есть Аллах".
Под конец рассказа по щекам сказочника текут слезы.
- Сколько рассказываю эту сказку, всегда меня за душу хватает, - говорит Лирник. - Хотел написать, как татары нападали, а украинцы защищались. Но вышло иначе. За одну ночь сказка сложилась. Теперь хотят снять по ней фильм. Сценарий готов. Деньги осталось найти.
Крымская татарка 25-летняя Эльнара Абдулаева исполняет на сцене национальный танец хайтарма.
- Крымско-татарский танец показывает красоту женских рук. А также грацию, нежность и скромность наших женщин, - говорит она после выступления. Становится в тени возле белой палатки. У нее длинная черная коса.
- Танец длится две-три минуты, - продолжает Эльнара. - Все это время руки держим горизонтально и выполняем волнообразные движения. Руки работают от основы кисти до кончиков пальцев. Мои ученицы постоянно жалуются, что болят запястье, ладони и пальцы.
Ко мне на студию танцевать ходят две украинки. С первого раза ничего у них не выходило, часами тренировались дома. Теперь делают минимальную волну. Но с такой харизмой и подачей эти движения может выполнять только крымская татарка. Во время танца чувствую каждую косточку в ладони.
Эльнара одета в два платья. Нижнее парчовое, верхнее - бархатное. На голове у нее феска с белым шарфом-марамой. Женщина поднимает край платья и показывает штанишки. Они розового цвета, с кружевом. Обута в серые туфли на 7-сантиметровых каблуках.
- Костюмы очень скромные. Под платье надеваем штанишки из атласа. Когда кружимся, ноги показывать нельзя.
Эльнара имеет дипломы специалиста по технологии производства и переработке продуктов птицеводства и экономиста. В танцевальной студии на киевском Подоле учит крымско-татарским танцам.
- Никто не верит, что у меня нет хореографического образования, - рассказывает Эльнара. – С етства занималась художественной гимнастикой, народными и современными танцами, латиной, сальсой и балетом.
С учениками танцовщица занимается два раза в неделю по два часа.
- Приходят крымские татары, украинцы. Недавно записались француженка и немка, потому что наши танцы поразили нежностью.
Часто заставляю учениц делать что-то из другой области: крымско-татарский танец, а потом - испанский. У нас движения плавные и нежные, у испанцев - резкие. Когда девушки чувствуют разницу, понимают колорит каждого танца, - добавляет Эльнара.
Комментарии