пятница, 05 октября 2012 05:45

"Ребят брали воевать. А девушек – себе в жены"

Автор: фото: Снежана РУСИН
 

23-летний Джага Джага Али и 18-летняя Ханна Осман Мохамед из сомалийской столицы Могадишо четвертый год живут в Украине. Последние три - в Мукачевом, на Закарпатье.

- Пока что не нашли работу, чтобы купить квартиру. Живем в пункте для беженцев, - рассказывает на английском Ханна. Мужа нет дома - пошел в город по хлеб.

В пятницу в обед смугловатая женщина кормит молоком 4-месячную дочь Сару. Полуторагодовалый сын Абдул Азиз прыгает по широкой двухспальной кровати, включает небольшой телевизор.

- В Украину попала в 15 лет. До этого времени жила с мамой и двумя младшими сестрами в Могадишо. Отец умер очень давно. У нас была квартира в столице. В школу ходила только тогда, когда мама могла меня туда отвести. Одну не пускала, чтобы меня не похитили или не пристрелили. Окончила пять классов - умею немного читать и писать.

В нашей стране много молодежи изучает английский, чтобы выехать из Сомали. По соседству с нами жила женщина, бесплатно учившая детей иностранному языку. Мама меня записала к ней. Когда мне исполнилось 15, договорилась с какими-то людьми, чтобы вывезли меня в одну из стран Европы. В Сомали члены группировки "Аль-Шабаб" ходили по домам и забирали молодежь. Ребят брали воевать, а девушек - себе в жены. Спорить не было смысла - тебя никто не спрашивал. Если родители отказывались отдавать детей, их убивали.

Из Сомали Ханну вывезли в Кению.

- Какой-то мужчина ночью забрал меня и еще одну семью. Оттуда нас доставили на самолете в Москву. Сюда везли на автомобиле, иногда приходилось идти. Год я прожила в Виннице. Там познакомилась с Джага Джага, он тоже родом из Могадишо. Когда предложил замуж, я долго не думала. Нас поженили в мусульманской общине, но, говорят, в Украине эти бумаги не признают.

В 2009-м пара попробовала убежать в Европу.

- В Виннице мы жили с какой-то справкой, - произносит на русском. - Мне сказали, что с этим документом полиция меня не тронет. Когда я была на втором месяце беременности, какие-то люди привезли нас к границе и рассказали, что за проводом - уже Словакия. Но не успели перейти, потому что полицейские нас поймали.

Ханна с мужем попросили убежища в Украине.

- Документы ждали два года. Многим сомалийцам отказывают, но в прошлом году я прошла соответствующую процедуру и получила удостоверение беженки. Мужу выдали через год.

В мае Ханна родила дочь Сару.

- В Мукачево к нам относятся по-разному. Когда рожала, одни врачи сочувствовали, а другие смотрели пренебрежительно. На улицах иногда обзывают. Говорят, что мы едим чужой хлеб. Поэтому выхожу гулять с детьми нечасто. Только бегаю на базар, чтобы кое-что купить, и назад.

Продукты семья получает от государства.

- Нам выдают консервы, муку, овощи, крупы, макароны. На детей получаю молоко. Когда родилась Сара, подарили коляску, периодически выдают подгузники. Джага хочет устроиться переводчиком из сомалийского на русский. Если не найдет работы, попросим, чтобы нас переселили в какую-то из стран Европы.

Сейчас вы читаете новость «"Ребят брали воевать. А девушек – себе в жены"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть