"У нас есть одна хорошая знакомая сестра-монахиня. Она позвонила и сказала, что Святослава выбрали главой Украинской греко-католической церкви. Своей реакции уже не помню. А жена стояла у окна и плакала. Я ее начал успокаивать, потому что у нее небольшие проблемы с сердцем. Мне до сих пор не верится, что сын будет занимать такую должность", — рассказывает Юрий Шевчук, 66 лет.
Общаемся с родителями вновь назначенного главы УГКЦ Святослава Шевчука, 41 год, в субботу, 26 марта, в канун его интронизации.
Шевчуки живут на окраине города Стрый на Львовщине в одноэтажном кирпичном доме. Во дворе бегают бельгийская и немецкая овчарки. В коридоре висит икона Богородицы с Иисусом. Перед ней горит лампадка.
— В нашей семье и по моей линии, и по мужа должны были быть священники. Но тогда были тяжелые времена, поэтому выучиться им не удалось. Отец Юрия служил лесничим у Блаженнейшего Андрея Шептицкого, — 63-летняя Вера Шевчук, мать владыки, проводит в гостиную.
Вера Шевчук 45 лет преподает в местной музыкальной школе. Юрий Иванович в политехническом институте выучился на радиоинженера. До 1985-го работал на железной дороге в Стрые. Потом до пенсионного возраста был директором телеателье.
У супругов есть младший сын Всеволод, 30 лет. С женой Галиной живет в родительском доме. 12 марта Всеволода рукоположили в священники. Церемонию в Стрые проводил его брат.
— В детстве мы никогда не дрались. Часто он меня маленьким в школу отводил. Тогда многие мои одноклассники говорили: "Ого, какой у тебя молодой папа", — вспоминает Всеволод.
— Мне его классная руководитель рассказала, что просил ее никому не рассказывать о брате. Мол, ему бы завидовали. В классе было много детей, у которых не было братьев или сестер, — говорит Вера Шевчук. — Когда-то дала себе обет, что когда родится второй ребенок, отдам его на служение Богу. Всеволод в 16 лет сказал, что хочет учиться на священника. Закончил Стенфордску семинарию, потом в Вашингтоне университет. У него аналитический склад ума, хорошо знал математику, информатику. Хотел жениться, потому вернулся в Украину. А Святослав отказался от бракосочетания. Ему сказали, что у церковь на него большие планы. Предложили поехать за границу. Условие было, чтобы не женился.
Вера Васильевна листает семейный альбом. Показывает фото 9-летнего Святослава.
— О, это он экзотических голубей разводил. Голуби — это было его первое настоящее увлечение. На крыше, где теперь гараж, была голубятня. Но после школы пошел в медицинское училище, так все пришло в упадок.
— На шесть лет хотели ему купить хороший подарок, — добавляет отец. — Святослав мечтал о велосипеде, но мы купили фотоаппарат "Зенит". Он тогда был дороже велосипеда. Он ходил с ним, снимал все. Когда отснял первую пленку, целую ночь вместе печатали фотографии.
Учился Святослав Шевчук в местной школе №10.
— В школе его сажали с проблемными детьми. Он их подтягивал, — говорит Вера Васильевна. — Однажды приходит домой и говорит, что подрался. Оказалось, что один его коллега очень его задевал. Когда ударил, то сын уже не стерпел и дал отпор. В коридоре вокруг них образовался круг. И ученики, и учителя за ними наблюдали. Никто не разнимал. После этого случая к нему уже никто не цеплялся.
Одну из комнат занимает библиотека. Это кабинет Святослава Шевчука. На полках много религиозных книг на иностранных языках.
— Когда-то любила читать. Если девушки покупали краски и духи, то я книжки, — смеется. — Святослав из разных стран привозит кучу книжек. Знает испанский, английский, польский, старославянский, греческий, итальянский. Очень еще хотел немецкий выучить, но на это не хватало времени. Может на нем читать, но не имеет словарного запаса.
Отец рассказывает, как после медучилища сына забрали служить в Луганск в высшее авиационное училище.
— Как-то приехал туда к нему на день рождения. Наш поезд в аварию попал. Но со мной все было хорошо, вагон только с рельсов сошел. В таком стрессе меня привезли в часть. Когда остались один на один, Святослав сказал: "Папа, я мечтаю попасть за границу на учебу. Стану на бетоне спать, воду пить, а буду учиться".
Владыка ездит на дешевой машине
Глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук носит часы украинской фирмы "Клейнод". Их стоимость 1008 грн. Часы состальным корпусом, защищены минеральным стеклом. Владыка ездит автомобилем на "Фольксваген Шаране" модели 1995 года, который достался в наследство от предыдущего главы УГКЦ Любомира Гузара. Ориентировочно такая машина стоит $12–14 тыс.
Патриарх московский Кирилл носит часы фирмы "Бреге" за 30 тыс. евро. Стоимость его авто "Кадиллак Эскалейд" составляет свыше 1 млн грн.
Комментарии
29