Сотрудники университетов Кембриджа и Саутгемптона, а также Британской школы в Риме не могут налюбоваться на одну из важнейших артерий античности шириной 90 м и длиной более трех километров, которая соединяла морские врата Рима, так и называвшиеся — Порт (Portus), с речными — Остией.
Строительство канала началось при Клавдии (41–54). В эксплуатацию он был введен при Нероне (54–68) — и затем расширен при Траяне (98–117), пишет compulenta.ru.
Никто не ожидал, что канал окажется настолько большим, а некоторые даже сомневались в его существовании и полагали, что товары из Порта доставлялись в Рим сушей, по дороге Флавия.
"Это совершенно потрясающе! — восклицает руководитель трехлетних раскопок Саймон Кей. — Современные ему каналы имели в ширину всего 20–40 метров. А этот такой большой, что, судя по всему, на нем был еще и остров с мостами". Стоит упомянуть, что границы канала определены кембриджским профессором Мартином Миллеттом с помощью геофизического инструментария.
Под лопату археологам попались и огромные складские помещения, императорский дворец и небольшой амфитеатр времен Траяна и Адриана (конец I — начало II века). Кроме того, есть сотни свидетельств в пользу того, что объем торговли между Римом и провинциями сильно недооценивался. Особенно оживленным был импорт из Северной Африки: из современных Ливии и Туниса везли масло, вино и пикантный рыбный соус гарум, а из провинций Африки и Египта шел громадный поток зерна, который не прекращался вплоть до V, а то и VI века, когда империя уже прекратила существование.
Британцы полагают, что Порт и Остия должны были служить пристанищем огромного количества выходцев из Северной Африки.
Найдены также с десяток человеческих скелетов и беломраморная голова бородатого мужчины, относящаяся ко II или III веку. Скорее всего, Улисса.
По сей день о Порте известно намного меньше, чем об Остии. В VI веке город был покинут из-за заиливания, и его раскопки затруднены. По той же причине большая его часть должна была хорошо сохраниться.
Комментарии