Ексклюзивы
вторник, 05 июля 2016 13:31

Валерий Ситайло: "Реформа Фонда ради реформы"

Валерий Ситайло: "Реформа Фонда ради реформы"

В конце 2014 парламент принял закон, которым с 1 января 2015 создал Фонд социального страхования Украины. Новая организация должна была появиться путем слияния Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности. Однако на практике реализация норм закона затянулась вплоть до 31 декабря 2015, когда наконец был зарегистрирован новый Фонд социального страхования, который должен был работать по системе "единого окна". Почему процедура реорганизации не завершена и какие пути выхода необходимо искать, чтобы сфера социального страхования работала как отлаженный механизм – об этом и другом рассказал глава ликвидационной комиссии Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности Валерий Ситайло.

- Валерий Сергеевич, единый Фонд до сих пор не заработал. С чем это связано?

- Процедура реорганизации не может быть закончена путем слияния двух фондов, как предполагалось ранее. На данный момент невозможно провести слияние рабочих органов двух Фондов, поскольку две структуры имеют разное количество юридических лиц и подразделений. Поэтому нужно пройти процедуру полной ликвидации и фактически создать новую организацию. Но есть и другая проблема: провести инвентаризацию имущества в Луганской, Донецкой областях и АР Крым невозможно. Законодательного механизма возврата имущества с этих территорий не существует. Соответственно, и полную ликвидацию старых органов без изменений в законодательство осуществить не получится.

- В чем конкретно состоят юридические трудности?

- Недавно в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предусматривает внесение изменений в действующую редакцию Закона № 1105. Например, указанным законопроектом правлению вновь созданного Фонда разрешается увольнять и назначать директоров и замов двух действующих Фондов. Такая норма прямо противоречит Конституции Украины и Кодексу законов о труде. Также, согласно Гражданскому кодексу ликвидационная комиссия действует только в рамках норм Гражданского кодекса.

Несмотря на нормы законодательства законопроектом предлагается, чтобы комиссию контролировал новый Фонд, увольнял, переставлял членов ликвидационной комиссии. Но это нонсенс: орган, который должен быть полноценно сформирован только после ликвидации других, управляет этой самой ликвидацией. Более того, параллельно со слиянием предлагается присоединить исполнительную дирекцию Фонда по несчастным случаям к новому Фонду соцстраха. И как следствие – данные нарушения процедуры слияния могут полностью парализовать всю систему социального страхования.

- Что будет с сотрудниками Фондов после ликвидации? Предусмотрены ли переходные гарантии для них?

- Изначально законодатель выбрал слияние как форму реорганизации и создания нового Фонда. Это не предусматривало изменения существенных условий труда. То есть уволить кого-то, прикрываясь реорганизацией, не получится. Но есть один интересный момент. Работу Фонда соцстрахования предлагается считать правомочной после того, как будет заполнено не менее 30% вакансий. Простите, а откуда возьмутся эти люди, если на их место должны ­ по закону! ­ быть взяты сотрудники "старых" фондов?! Еще один нюанс, связанный с кадровыми вопросами. Предлагается, чтобы руководители подразделений нового Фонда работали на основании контракта. Однако, поскольку они автоматически переходят из "старых" фондов, и в первом случае, и во втором последуют судебные иски.

- Общество заверяли, что основной целью слияния двух Фондов должна была стать экономия государственных средств. Действительно ли это приведет к существенной экономии?

- Изначально вопрос об объединении Фондом был поднят именно для экономии средств на содержание двух дирекций, но исходя из норм действующего Закона № 1105 и предложенных изменений в него, такие расходы только увеличатся, потому что нужно содержать уже 3 дирекции и в новой дирекции заработная плата существенно выше действующих

Если делать объединение Фондов, то обязательно путем слияния этих двух Фондов, а также необходимо рассмотреть вопрос о внедрении на базе объединенного Фонда медицинского страхования. Эта проблема обсуждается уже боле 10 лет, поскольку медицинское страхование необходимо для создания здорового общества.

Деятельность Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности напрямую связана с вопросами медицинской помощи застрахованным лицам и более того при внедрении медицинского страхования по предлагаемой схеме не требуется дополнительных расходов из государственного бюджета.

- 6 июня 2016 года народным депутатом Украины Людмилой Денисовой был зарегистрирован проект Закона № 4781 "Про внесения изменений к некоторым законам Украины относительно вопросов реорганизации фондов социального страхования и их государственной регистрации". Этот законопроект был поддержан профильным комитетом Верховной Рады Украины, но не набрал необходимого количества голосов в парламенте. Вслед за "проваленным" законопроектом, Людмила Денисова подала на утверждение аналогичный проект Закона с тем же содержанием, но под номером 4831. По словам инициаторов, цель и задачи вышеуказанных законопроектов – обозначение четкой пошаговой процедуры объединения фондов, которая не противоречит законодательству. Так ли это на самом деле?

- Данный законопроект, в который вносятся правки, в таком виде не имеет права на существование. Он не в состоянии объединить два Фонда. Есть заключение Министерства юстиции, что проект Закона не рабочий. Но ряд заинтересованных людей с завидным упорством пытаются вносить очередные правки в законопроект, который загоняет систему социального страхования в глухой угол.

Соцстрах в Украине, как и во всех цивилизованных странах, это система под управлением триумвирата: исполнительной власти, работодателей и профсоюзов. При этом каждая из трех сторон имеет равные права и полномочия. Положениями законопроекта 4831 предлагается эти полномочия существенно урезать. И ни о каком паритете речь уже идти не будет.

Этот законопроект существенно изменит принцип принятия решений органами управления. Если сегодня полномочным является собрание правления, на котором присутствует большинство представителей от каждой стороны, то законопроектом эта норма сводится до обычного большинства. Что позволит двум сторонам, принимать решения без участия третьей. Кроме того, сегодня у каждой из сторон есть, по сути, право вето на решения, с которыми она не согласна. Новым проектом Закона предложено такое право забрать.

- Чем может обернуться принятие законопроекта в нынешнем виде?

- Положения предлагаемых проектных норм противоречат Конституции Украины, КЗоТу Украины, а значит – права и гарантии наших граждан будут ограничены. Большая часть работников двух Фондов останутся без рабочих мест. А на сегодняшний день услуги социального страхования предоставляют почти 9000 человек в двух Фондах. Кроме того, механизм начисления социальных выплат, которыми занимаются Фонды, выйдет из рабочего режима. Население может остаться без оплат больничных листов, декретных, помощи на погребение и других защищённых статей.

- Может ли существовать законопроект в таком виде, в котором инициаторы подали его на рассмотрение парламента?

- Нужно радикально менять систему в соответствии с европейскими стандартами. Вместо того, чтобы внедрять настоящие реформы, авторы занимаются популизмом. Никого не хочу обидеть, но складывается впечатление, что "новая реформа" – это лоббирование интересов заинтересованных лиц. Это реформа Фонда социального страхования ради реформы.

- На какие аспекты стоит обратить внимание в области социального страхования?

- Сегодня в государственной социальной политике существует три главных камня преткновения: нет внедрения обязательного медицинского социального страхования, не созданы единый реестр пациентов и единый реестр больничных листов. А это влечет за собой не только ряд проблем в предоставлении социальных услуг, но и развитие коррупции. Не секрет, что больничные листы сейчас продаются и покупаются, и люди пользуются этим "годами налаженным механизмом". Поэтому реформа должна быть комплексной и начинаться не со слияния Фондов, а с решения вышеупомянутых вопросов.

- Готовы ли Вы садиться за стол переговоров и искать единое решение?

- Конечно. Более того, нами уже подготовлен законопроект, который предусматривает комплексное решение наиболее насущных проблем в системе социального страхования. Мы готовы к конструктивному диалогу со всеми вертикалями власти: и исполнительной, и законодательной. Надеемся, что будем услышаны.

Сейчас вы читаете новость «Валерий Ситайло: "Реформа Фонда ради реформы"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть