Гонка "Тур де Франс" была учреждена в 1903 году в качестве рекламного хода, рассчитанного на повышение продаж журнала L'Auto. Однако помешанный на велосипедах редактор журнала Анри Дегранж надеялся, что гонка выйдет за рамки коммерческих интересов.
Предрассветные старты были в порядке вещей. За день велосипедисты преодолевали около 500 километров. Гонка имела большой успех, но уже на следующий год все пошло вкривь и вкось. Многие участники жульничали, по ночам продвигаясь вперед на машинах и поездах.
Дегранж был в ярости. Его гонка была запятнана, и он поклялся, что продолжения не будет. Однако скандалы вокруг гонки только подогрели интерес публики, и в 1905 году гонка состоялась снова.
Успех гонки Tour de France стал большим успехом и для газеты L'Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тысяч (до Тура) до 65 тысяч после Тура; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время Tour de France 1923 года продавалось 500 тысяч копий газеты в день.
Рекордный тираж газеты был достигнут в течение Tour de France 1933 года - 854 тысячи копий в день. Сегодня Тур организовывает "Общество Тур де Франс" - филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиа-холдинга, в который входит газета L'Équipe.
Сам Анри Дегранж никогда не принимал участия в гонке, ставшей его детищем. Но за 10 лет до появления "Тура" он установил первый рекорд, проехав за час 35 км 325 м. В благодарность за роскошный подарок спортивному миру на вершине Галибье в Пиренеях установлен памятник учредителю "Большой петли".
Комментарии