Ексклюзивы
пятница, 03 апреля 2015 16:05

"Невозможно комфортно жить в квартире, если за ее пределами срач" - исторический рекоструктор
34

Фото: Фотографии предоставлены Светланой Марусик

В Малой Кардашинке на Херсонщине работает уникальный "Музей живой истории Олешья". Его создателями являются братья Павел и Алексей Белецкие с единомышленниками. Сейчас они строят средневековый поселок, а на построенной реконструкции варяжской лодки совершают походы по Днепру.

Сколькими средневековыми ремеслами вы овладели на просторах вашего музея?

- Пальцев не хватит: гончарство, ткачество, обробка дерева, плетение снастей из лозы, литье стекла, изготовление каната... Квинтэссенцией всех ремесел стала лодка. Он в себе комбинирует все ремесла. Чтобы построить судно, надо уметь и с деревом работать, и с металлом, и с тканью, и основы строительства соблюдать. Это экзамен для ремесленника.

А как вы пришли к своему увлечению исторической реконструкцией?

- Объявления "Ищу любимое дело" не подавали. Нельзя привить любовь в уже сознательном возрасте. Все начинается с родительского воспитания, из окружения, в котором растешь. Если в твоей семье говорят о традициях и исторических ценностях, то не знать и не любить этого - невозможно. Еще в детстве я хотел стать подводным летчиком. Не знаю, как это, но было такое желание. Когда я читал книги, хотелось взять в руки меч и поскакать куда-то на лошади, или сесть за весло и куда-нибудь поплыть. Романтика моря и степи манила. А теперь это все под силу.

В школе историю знал на твердую тройку. Учительницу истории боялся, как огня, потому что у нее был "электростул". Она на него садила и опрашивала, тщательно глядя. Списать или подглядеть было невозможно. Ты или знаешь, или 3. У меня было 3, потому что я умудрялся выкручиваться. Может, потому что не было живой истории. Для меня история была в каких-то датах, фамилиях, которых я не запоминал. А когда ты все это можешь пощупать, оно структурируется лучше.

Термин "Living history" появился в Англии. Это практическое применение исторических знаний. Практическая археология, скажем так. Если мы знаем, что в музее лежит меч конкретного веса, конкретного размера, то задаемся вопросом: "а что он мог разрубить?" Можно рассуждать, а можно сделать такой и попробовать. Вот именно второй вариант - это и есть живая история. В этом музее совершенно любой экспонат можно подержать в руках.

Таким музеем живой истории является киевский музей Ивана Гончара.

- Он узконаправленный. У нас - все, что связано с историей Средних веков. Нечто подобное есть на Хортице. Но там оно не выделено в отдельный музей, просто шоу-программа. В парке Киевская Русь (30 км южнее Киева. - Gazeta.ua) все направлено на действо. Нагнали зрителей, они сели и состоялся показ. Мы же стремимся к сотрудничеству, взаимодействию с людьми. Мы имеем постоянно открытую мастерскую,к нам можно присоединиться.

Мы договорились с ребятами, которые создали экопарк. Они собирают туда все свое - свой тростник, свою рыбу, своих животных - создают локацию зеленого туризма с семейными ценностями. Там можно увидеть, что окружает человека в Херсонской области. Мы предложили им построить музей. Они выделили нам кусок земли.

По нашему убеждению, история имеет смысл, если ее применять в настоящем. Если мы поняли и разобрались в секретах прошлого, то не применять это в жизни - просто кощунство. Ранее место комфорта не заканчивалось дверью собственной квартиры - оно распространялось на двор, на улицу, на город. Невозможно комфортно жить в квартире, если за ее пределами срач - предки это понимали лучше нас, нынешних. Испытываем потребность исправлять сегодняшнее состояние.

Как вам удается это делать?

- Прежде всего, стараемся внедрять традиции, культуру и все, что связано с историей наших земель периода раннего Средневековья. Делали экстрим-марафон "Тмутараканские гонки", праздник Масленицы, водные походы. Как альтернативу Хэллоуину, проводим день Макоши. Праздник Макоши - это символический переход от полевых работ к домашним. В этот день хвастались рукоделием и умением что-то делать руками, поскольку Макошь покровительница рукоделия и урожая.

Все наши проекты мы разделили на три ветви. Первая - Музей живой истории Олешья, куда входят ремесла, мастер-классы и праздники. Вторая - музей судостроения: все, что связано с лодками, начиная от довбанок, заканчивая огромными проектами. Третья ветвь - дизайн Херсона.

Кроме ремесел, походов, сражений, есть еще очень вкусная реконструкция - это кухня. Она очень разнообразна. Экспериментируем на фестивалях и с кухней. Варим напитки на основе скандинавских, славянских рецептов. Это пиво, всевозможные квашения, соления. Планируем провести фестиваль средневековой кухни в центре города с дегустацией.

Расскажите, как вам пришла мысль построить лодку? Как это удалось сделать?

В одном из захоронений викингов в Гокстаде был найден корабль и три лодки - на 6, 8 и 10 метров. Мы построили свое судно по мотивам десятиметровой лодки из этого захоронения. Изучили чертежи, технологию, особенности строительства и акватории, и на основе этого была проведена реконструкция. "Фрейя" - точная копия судна эпохи викингов. Успели на ней сходить в три рейса.

Это первая наша лодка, было очень интересно испытать его. Сначала было страшно под парусами без киля ходить. Лодка вмещает 12 человек, а также все необходимое для походного лагеря и недельный запас пищи.

Не хотелось ли развивать свое увлечение в стране, где больше единомышленников?

- Часто зовут в Швецию, Польшу, Россию. В Швеции предлагают строить музей. Ты подаешь заявку в рамках государственной программы - и Швеция тебе выделяет половину денег. Есть возможность работать волонтерами в Польском музее живой истории. В прошлом году отказались ехать в Ульяновск на фестиваль "Волжский путь".

Каждый ли может стать участником вашего общества?

- Было бы желание. Стать реконструктором может каждый. Женщины у нас готовят еду, шьют одежду, подают воинам ужин.

Сарматских девушек на коне с мечом у вас нет?

- Есть клубы, где девушкам позволяют драться, но, по-моему, женщина создана для другого. Мы договорились, что в нашей организации девушки не подвергаются риску.

Этот музей - коммерческий?

- Он точно должен быть окупаемым. Таким социальным проектом, в который только вкладывают деньги, он не будет. Но и делать его сугубо коммерческим тоже нет смысла, иначе мы сведем все только к выкачиванию денег, без образовательной составляющей.

Чем вы зарабатываете?

- Наших профессий никто не отменял. Прежде всего я дизайнер-график. Дизайнерство кормит, хотя и история начинает потихоньку приносить какие-то результаты.

Создается впечатление, что у вас настоящая родовая община. Все семьями?

- Когда кто-то чем-то увлекся, то часто пытается и свою вторую половинку этим заинтересовать. Получается, что тяга к реконструкции передается половым путем. Моя дочь первый раз поехала на фестиваль, когда ей было 6 месяцев. И с тех пор она попадает туда постоянно, ждет новых поездок. Ей нравится.

Часто к нам приводят школьников. Говорим пятиклассникам о том, что все вокруг них - настоящее. История тогда интересная, когда ее можно мерить, щупать, одевать на себя, пробовать на вкус. Потому что когда история лежит на полочке в музее или в книге, ты ее читаешь, то это очень сухая академическая история. А вот у нас - та история, которую хочется учить! Дети едут очень довольны, потом рассказывают своим родителям.

Сейчас вы читаете новость «"Невозможно комфортно жить в квартире, если за ее пределами срач" - исторический рекоструктор». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть