вторник, 15 марта 2016 18:15

Даже Папа не верил, что УГКЦ выйдет из подполья - отец Богдан Прах

Даже Папа не верил, что УГКЦ выйдет из подполья - отец Богдан Прах

В такие же мартовские дни, 70 лет назад, на Святоюрской горе состоялся Львовский псевдособор, который стал началом официального запрета Украинской греко-католической церкви в Советском Союзе. В рамках проекта "Исторические диалоги" ректор Украинского католического университета о.Богдан Прах поделился для Zik своими знаниями и воспоминаниями об одной из самых драматических страниц истории УГКЦ в подполье.

17 марта 1945 Сталин подписал главный документ, силой которого началось планирование уничтожения УГКЦ - это была "Инструкция № 58". В ней было четко прописано, что уничтожение нашей Церкви состоится путем формального воссоединения через Собор с Русской православной церковью. Когда наша церковная иерархия отказалась - 12 апреля 1945 на Святоюрской горе во Львове были арестованы важнейшие священники.

После этого история т.н. воссоединения УГКЦ и РПЦ продолжилась в создании "инициативной группы". Большинство подписей за воссоединение Церквей которые собирала эта группа - были подделаны. Все это потом следовало в отчетах кагебистив. Следовательно, к примеру, в Дрогобычской епархии основного организаторов этих подписей епископа Михаила Мельника советская власть ликвидировала в 1955.

Большинство священников, которые ехали на Львовский псевдособор, который проходил 8-10 марта 1946 - не знали, зачем их сюда привезли. Были священники, которые не голосовали на соборе. Что с ними случилось? На Лычаковском кладбище или на других кладбищах на их могилах вы сможете прочитать дату смерти - неделю-две после собора. Их быстро уничтожили.

Советской властью была ликвидирована вся материальная база Церкви: все святыни перешли к РПЦ; архивы, типографии, институты - как огосударствленные передали православным. Многие священники в то время были арестованы. В 99% случаев поводом к этому было сотрудничество с украинским подпольем или немцами. В этом вопросе наблюдается своя тенденция: сотрудничество с последними инкриминировали в 1944-45 гг., С украинским подпольем - в дальнейшем.

Когда на территории Галициисоветская власть арестовывала греко-католических священников - РПЦ не смогла заполнить своими пастырями опустевшие храмы. Поэтому, в основном, эти святыни закрывали. Каждые лет КГБ делало проверку, как перешли в православие греко-католические приходы ли где трезубец не выступает с какой-то иконы; за кого молятся на службах Божьих или просто мурчать себе под носом "всех вас христиан". Таких православных, которые по душе внедряли православие в Галиции - я не встретил.

Приходы, в которых работали наши подпольные священники - были под большим прицелом КГБ. Процесс активной деятельности священников в подполье начался сразу после смерти Сталина в 1953 и возвращения наших священников из концлагерей. К тому времени наша Церковь была очень скудной.

По возвращении из Сибири священники продолжали свою пастырскую деятельность по месту жительства. Я сотни свидетельств, где подпольные греко-католические священники вместе с православными правили каким-то образом. Даже есть свидетельства, когда православные понимали определенного греха, который сделали, и приглашали подпольных крестить или венчать своих детей, прятать родителей. Но после доносов о таком сотрудничестве священников советская власть начала между ними проводить все больше напряжения. Как следствие, там, где была активная подпольная Церковь - кагебистская власть делала все, чтобы поднять авторитет православного священника. И потом, когда уже УГКЦ выходила из подполья, это был удар для нас, потому что там, где не было подпольного священника, прихода целостно переходили к нашей Церкви.

С самого начала, как начались репрессии - Ватикан был совершенно проинформирован. Реакция была очень разной - наверное, кульминационным пунктом деятельности Ватикана было старания, чтобы наш патриарх Иосиф Слепой был освобожден из концлагерей, что произошло в 1963 года. Ватикан помогал разными способами. Прешь всего в печати литературы, которую затем переправляли через советскую границу.

В 1985 г. я стал греко-католическим священником в Польше, где наша Церковь была свободно. В то время мы не думали, что УГКЦ будет такой же свободным и в Украине. Сначала как семинаристы, а затем священники - мы возили церковную литературу через советскую границу. Литература, печаталась в Ватикане - переезжала в Польше очень свободно. Преимущественно это были молитвенники и Библия. О пересечении границы с Советским Союзом, то не помню, чтобы кто-то из наших священников, который что-то вез в Украину, пережил какие издевательства. Даже пограничники знали, что мы возим. За это они хотели какой-то маленький хабарчик - сигареты или колготы для женщин.

Как бы мы слышались со священниками Московского патриархата под одним управлением в одной епархии? Сейчас близко объединения УГКЦ с Украинской автокефальной православной церковью. Это станет определенным шагом и лабораторией, как мы можем иметь общий язык с другими.

Сейчас вы читаете новость «Даже Папа не верил, что УГКЦ выйдет из подполья - отец Богдан Прах». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть