Ексклюзивы
среда, 01 июля 2015 17:30

На иконах XIX века пальма символизировала мученичество

"Эту икону мы купили в 1978 году в краеведа и археолога из Умани Ольги Диденко. В инвентарной карточке говорилось, что работа была выполнена в 18 веке. Но после изучения церковного шитья, которое находится в музее Киево-Печерской Лавры, и консультациями с искусствоведами пришли к выводу, что икона была вышита в начале 19 века. Это совместная работа иконописцев Лавры и вышивальщицы Киево-Фроловского женского монастыря, которые тогда тесно сотрудничали", - рассказывает старший научный сотрудник отдела фондов музея Елена Шевчук.
Автор: Фото предоставлено Черкасским областным краеведческим музеем.
 

Работа с такой иконой требовала незаурядного мастерства и терпения. Сначала иконописец писал маслом лики и руки святых. Картон покрывали левкасом. Это специальный мел, разведенный в животном или рыбном клее с добавлением льняного масла. Такая техника используется в иконописи. Задача вышивальщицы - передать движения святых и сделать вышивку объемной. Для этого использовалась особая техника шитья.

"Верхняя одежда Дмитрия и Феодосии сделана из куска ткани, как плащ. Свободный конец его перебрасывали через левое плечо на спину. Под плащом у Дмитрия рубашка, как у воина, вышитая по контуру утолщенной металлической нитью. Феодосия одета в две туники, длинную и короткую. Фигуры святых и крупные детали вышивки рельефно выступают над фоном. Это указывает на то, что шитье было выполнено на картоне разной толщины, который выполняет роль подложки. Нимбы украшенные жемчугом, из них на шее у Феодосии нити мелких бус и розового бисера. У Дмитрия шея украшена полукруглыми медальонами из серебра", - объяснила Елена Евгеньевна.

В верхней части иконы между облаками знак в виде треугольника с буквами "ČǏČ". Слева от образов вышито на старославянском языке "Čİ ВЕЛИК / ОМҮ | ДИ / МТРИЙ МИРОТ." / "С МYЧ / ӨЕОДОСIЫ Девы". В правой руке святые держат крест. В левой у Дмитрия - копье, которое является символом воина. У Феодосии - пальма, символ мученичества. Фигуры святых стоят на рельефной поверхности.

ичества. Фигуры святых стоят на рельефной поверхности.

"С 18 века популярным становится высокорельефное шитьё "по карте", когда объёмные детали выполнялись отдельно на картоне, а затем нашивались на фон. Рисунок вышивки наносили на картонные детали и по ним вышивали. А только потом пришивали или приклеивали к ткани, в данном случае до бордового бархата. Золотой нитью покрывали только лицевую поверхность вышивки. На изнанке она не выходит, там прикрепляли шёлковой, льняной или хлопчатобумажной нитью в тон золотой или серебряной. В работе использовали шило. Это обеспечивало аккуратность и точность шитья. Мастер использовала шёлковую нить, окрученную тонкой золотой серебряной. Ею вышила нимбы, плащи, пояса на фигурах, пальмовую ветвь, половину рельефной поверхности и рамку. Витой металлической с добавлением шёлковой украсила рукава, нижнюю часть рубашки Святого Дмитрия и короткую тунику Феодосии. Едва гофрированной металлической нитью вышила вторую половину рельефной поверхности", - отметила Елена Шевчук.

Значительная часть вышивки на иконе и рамка выполнена техникой прямого стежка с чередованием направлений, линий прикрепления. Разновидность нитей создают красивые светотеневые эффекты. Лики святых и другие детали одежды обведены по контуру мелкими ажурными петлями. Одежда украшает петлистая бахрома из тонких золотых нитей, подчёркивая парность святых на иконе. В углах иконы вставлены ромбы из шлифованного стекла в металлической оправе. Их мастерица украсила жемчугом. Но в таком виде сохранился ромб только в левом верхнем углу.

По легенде, Дмитрий Солунский и Феодосия родились в ІІІ веке и защищали христианство. Дмитрия Солунского Мироточцем назвали греки, потому что его мощи миро точили. В византийских текстах его называют "Победоносцем", на иконах изображали с копьём и мечом. О Святой мученице Феодосии Тирской деве пишут, что её 17-летней жестоко пытали. После хотели утопить в море, бросив в воду с камнем на шее. Но ангелы вывели её из бездны. Тогда мученицу отдали на съедение зверям, но те не трогали девушку. В конце концов Феодосии отрубили голову. А ночью она явилась к своим родителям в светлой одежде. На её голове был венок, а в руках - золотой крест.

Сейчас вы читаете новость «На иконах XIX века пальма символизировала мученичество». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть