Ексклюзивы
пятница, 21 ноября 2014 17:27

"Ему и здесь хорошая консерватория, он никуда не поедет, потому что уже связан"
21

Фото: Фото из книги: Павел Муравский. Чистота пения - чистота жизни. - К., 2012

"Он не очень благосклонен к сельской работе, жить будет в городе, иметь уважение от людей. И ты свой век будешь доживать в городе при нем ", - предсказала цыганка матери Павла Муравского, когда ему было 6 лет. Предсказания сбылось.

В 1930 году сельский парень из села Дмитрашковка из Винницкой области, которому только исполнилось 16 лет, приехал в Киев и поступил в Киевский музтехникум. Музыку он любил, поэтому с восторгом посещал занятия. Жил у своего дяди Сергея Могилевского.

После обучения, Павел Муравский должен был 2 года отработать по направлению. Назначили его учителем пения средней школы в городе Чернобыле Киевской области. Когда директора двух детских садов услышали о талантливом молодом преподавателе, то пригласили его работать к себе. Условия были одинаковыми: по 50 рублей в месяц и бесплатное питание.

- Прошло немного времени, и приходит уже третья женщина. Очень красивая. Те тоже были хороши, но эта была особенная. Она сразу: "Павел Иванович, я знаю, вы в детских садах работаете, а я директор детского дома, на краю города. Мы Вам платить 100 руб. и бесплатное питание ". Ездил я и в дом для сирот, - вспоминал Муравский.

Дядя Сережа писал ему письма в Чернобыль и отмечал, что он должен учиться дальше. Те письма племянник оставлял. Девушка, с которой он тогда встречался, нашла их и прочитала: "Там все заканчивай и приезжай, поступай в консерваторию". Взяла и написала: "Ему и здесь хорошая консерватория, он никуда не поедет, потому что уже связан". Дядя как прочитал, то сразу отправил свою жену забирать Павла.

Когда они сидели в доме Павла, девушка постучала в окно и убежала. Она так часто шутила. Тогда тетя Мария не выдержала.

- Тебе дядя писал, чтобы ты все бросал и ехал? Итак, мы должны ехать на Киев, - отрезала она.

В 1938 году Павел Муравский поступил в консерваторию. Еще когда он был первокурсником, Григорий Веревка делал исключение и поручал ему руководить студенческим хором. На третьем курсе, по инициативе того же Веревки, ему разрешили участвовать в конкурсе дирижеров. Все участники учились на 4-5 курсах, но победу и гонорар 300 руб получил именно Муравский.

Несмотря предостережения дяди, в год вступления в консерваторию пришлась свадьба с 23-летней Ниной Вербой из села Сары Гадячского района Полтавской области. Она была среднего роста, естественной блондинкой с голубыми глазами. В то время жила с родителями в Чернобыле. 22 июня 1939 года она родила дочь Таню.

Через два года они были вынуждены расстаться.

"Седьмого июля меня вызвали через военкомат. Несколько таких как я собрали на Почтовой площади возле Днепра. Из Киева в Нежин мы шли пешком. А в Нежине нас посадили на поезд. Куда мы ехали никто не знал. Только через сутки сообщили, что в Ленинград. Там я стал курсантом Военно-морского училища противовоздушной обороны ", - вспоминал Павел Иванович.

Нина и Таня Муравские остались в Чернобыле. Когда пришла немецкая администрация, их забрали на работу в Германию. Мама работала на заводе в городе Киль, дочь оставалась в бараке. Ребенок понравилась одной немке, которая его одевала, кормила, научила ее немецкому языку. Она очень хотела удочерить Таню, но не успела.

После окончания Военно-морского училища противовоздушной обороны Муравского направили на Тихоокеанский флот, хотя он очень хотел на Черноморский.

"Думал, что когда выгоним немцев из Крыма и будем наступать дальше, то, может даже через мое село Дмитрашковка пойдем, и я увижу маму. Такие вот были молодые мысли ", - вспоминал дирижер.

Чтобы добиться своего он пошел к комиссару училища. Тот подошел к нему и сказал: "Там еще тихо, а вы нужны будете и после воины". Эти слова Муравский запомнил навсегда, ибо все, кто поехал на Черноморский флот, погибли.

В Совгавани на Дальнем Востоке в 1943 году Муравского попросили организовать Ансамбль песни и танца Северной Тихоокеанской флотилии. Во время этой работы он познакомился с 21-летней уроженкой села Копилок на Псковщине Евгенией Бортновский. Ее муж погиб в первые дни войны и она с сыном Александром, которому не было и года, из Ленинграда сбежала на Дальний Восток к брату.

"Она пришла в дом культуры узнать о работе, - вспоминал позже. - Начальник, сказал ей, что там на сцене сидит руководитель ансамбля, иди к нему. Я сидел за пианино и изучал какую-то партитуру. Тогда я часто болел и был очень худой. Кроме того, одет в серую и грубую робу. Женя пришла на сцену, походила, посмотрела и ушла. Затем они зашли вдвоем с директором и я с ней познакомился. Когда послушал, то решил взять в ансамбль. "

Тогда же дирижер пытается наладить связь со своими родными, но все его письма оставались без ответов. Неожиданно пришло сообщение от дяди. Он написал, что Нину с Таней вывезли в Германию и они там погибли.

С 1944 года Павел Муравский живет в гражданском браке с Евгенией Бортновский. Через два года у них родился сын Владимир.

"В июне 1946 года мы с женой и двумя маленькими сыновьями, Аликом и Володей, приехали в Киев. Я вернулся на квартиру к дяде, у которого жил до войны, - записал в воспоминаниях Павел Муравский. - А там встречаю свою первую жену Нину Вербу с дочерью Таней ... Они недавно вернулись из Германии и ждали моего возвращения с Дальнего Востока. Для меня, это были трудные минуты личной жизни. Все вместе, две семьи жили в тесной двухкомнатной квартире полтора года, до моего назначения руководителем хоровой капеллы "Трембита".

В начале работы в Львове дирижер чувствовал напряжение со стороны местных. Многие певцы капеллы "Трембита" имели связь с украинским национальным подпольем. Им приходилось подчиняться руководителю, который носил морскую форму и орден Красной Звезды и говорил по-русски. Жена вообще россиянка из Ленинграда. Но постепенно их таланты брали верх.

- Павел Иванович, вот бы вам еще на украинском языке разговаривать, то вам бы и цены не было, - заметил один из артистов.

Такие же замечания делали жене. Она не противилась и взялась за освоение языка.

- Госпожа Геня, это очень прекрасно. Как вы хорошо говорите на украинском языке, - полюбили ее, когда через полгода она стала говорить с львовским акцентом.

В 1950 году Павел Муравский расписался со второй женой. В том же году у них родился сын Юрий. Через семь лет появился на свет еще один сын Виктор. С детства они жили искусством. Перенимали темп жизни своих родителей. Впоследствии все они стали высококлассными музыкантами.

После отъезда мужа Нина Верба с дочкой Таней жили у семьи Могилевских. Только в 1956 году они получили свою однокомнатную квартиру. Женщина работала бухгалтером высокой квалификации. Ей поручали студентов и у нее брали материалы для диссертаций преподаватели торгового института. Когда Павел Муравский вернулся в Киев, то они продолжали общение. Умерла 13 августа 1976 года.

9 месяцев было Павлу Муравскому когда его отец Иван Павлович погиб на фронте. Похоронили его в братской могиле недалеко от города Дубно. К матери Дарке сваталось немало женихов, но она всем отказывала. "Никого мне не надо. Такого отца детям и такого человека, как мой Иван, не найти во всем мире ", - отвечала на советы соседей. С 1965 года жила у сына в Киеве. Умерла в 1981 году.

5 часов Павел Муравский и еще 50 работников культуры ждали церемонию награждения с участием Президента Ющенко. "Никто нам не дал ни чая, ни воды, мы просто сидели и ждали", - записал в своем дневнике Павел Иванович 26 марта 2009 года. Дирижеру тогда вручили Звезду Героя Украины.

150 хоровых произведений на стихи Тараса Шевченко имеет Павел Муравский. Выполнить их с лучшим хором страны и записать - давняя мечта дирижера.

250 хоровых произведений записал Павел Муравский с львовской капеллой "Трембита". Дирижировал ею 17 лет. Производительность он объяснял отказом от инструмента во время репетиций. Произошло это после гастрольного турне Прибалтикой. Пианистка не смогла поехать, поэтому пели под камертон. "Выступаем в Риге в филармонии и я слышу, что там интонация не точная, и в другом месте не так, - вспоминал дирижер. - Но проезжали многие города и я заметил, что с каждым выступлением интонация хора выравнивалась. Когда во Львове на репетиции стали петь под инструмент, встает один хорист и говорит: "Павел Иванович, вот мы были на гастролях три месяца, неужели нельзя было наладить рояль за это время". За ним это стали замечать и другие хористы. За время поездки слух хористов обострился так, что им рояль оказался "неналежен." На декаде украинского искусства в Москве, после выступления "Трембиты" Сталин кричал "Браво".

Сейчас вы читаете новость «"Ему и здесь хорошая консерватория, он никуда не поедет, потому что уже связан"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть