- Репин стал проходить мимо мольберта, за которым я работал, будто меня вообще не было в мастерской, - рассказывает Александр Мурашко другу.
С 1894 года он, уроженец Киева, учится в Высшем художественном училище при петербургской Академии искусств. Среди преподавателей выделяется Илья Репин - автор картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", кумир молодых русских художников. Но на Мурашко тот не обращает внимания. Летом 1896-го парень едет домой, рисует этюды в околицах Киева. Когда возвращается, идет к Репину, чтобы показать новые работы.
- Брось там под стол. Я потом посмотрю, когда будет время. А ты приходи ко мне завтра, - говорит тот.
На следующий день он опять в кабинете преподавателя. Тот говорит, что не смотрел на этюды.
- Страшно мне стало, что теперь со мной будет? Прогонит или нет? - вспоминает Мурашко.
- Достань, - пренебрежительно просит Репин.
Но когда видит работы, сразу меняет тон.
- Приходите завтра работать, - говорит.
Распорядок работы такой: с 9.00 до 12.00 студенты пишут этюды, дальше - перерыв 3 часа, после чего до 19.00 работают над эскизами и рисуют натурщиков. По субботам, минимум два раза в месяц, устраивают выставки написанного за последнее время. Под контролем кумира Мурашко быстро улучшает мастерство. Его работы попадают на выставки Московского общества почитателей искусств, их награждают премиями и раскупают коллекционеры. Зимой его дядя Николай Мурашко берет племянника в Мюнхен - один из художественных центров Европы. Но киевлянину там не нравится.
- Запахло весной, и меня потянуло на родину, - рассказывает. - Приближалась Пасха. Вспомнились куличи, мазурки, "бабы", творожная пасха, украшенная миндалем и изюмом с традиционными рельефными буквами "Х.В". и воткнутым сверху большим бумажным цветком. Вспомнились ярко крашеные яйца, друзья, которые катали их из лотка где-нибудь на лугу, и девушки, одетые в самое лучшее. Страшно захотелось попасть домой, в Украину. Терпел-терпел и не выдержал, убежал сам, а дядя остался за рубежом.
Он носит модный "европейский" пиджак и пышный галстук, заколотый булавкой с жемчужиной. Но в светской среде чувствует себя не по себе. Во время официального приема у одной графини обливает соусом соседку за столом.
- Вы оказали мне услугу. Теперь муж закажет новое платье, - говорит та.
Не все курьезы заканчиваются счастливо. Как-то Репин передает Мурашко заказ на портрет Марии Федоровны, вдовы российского императора Александра ІІІ. Работает во фраке - так заведено этикетом. Во время рисования присутствует статс-дама - именно через нее художник должен обращаться к царице. Но в порыве творчества он забывает об условностях.
- Голову, голову держите как следует, - приказывает монаршему лицу. Получает за это выговор.
В другой раз приходит договариваться о портрете с какой-то аристократической госпожой. Волнуется, просит закурить. Тушит спичку о край пепельницы, весь пепел вместе с окурками летит на платье хозяйки. Достает из кармана платочек, пытается почистить одежду, цепляется за ковер и едва не падает.
- Я напишу вам письмо, - говорит на прощание женщина. Конечно, больше не дает о себе знать.
В 1900 году Александр Мурашко завершает работу над дипломной картиной "Похороны кошевого". Сейчас ее можно посмотреть в Национальном художественном музее Украины. "Произведение господина Мурашкой настолько интересно и так хорошо написано, что поневоле хочется увидеть его еще раз", - пишет газета "Московские ведомости".
Он получает звание вольного художника и право на заграничную командировку как "пенсионер" Академии искусств.
"Зальцман учтиво поцеловал мою руку"
- Много дурачились, пива пили еще больше, - так описывает художник Александр Мурашко путешествие по Европе в 1901-1904 годах.
Сначала он ездит по Германии, Италии. Посещает музеи и галереи. Но заветная мечта всех художников - Париж. Здесь останавливается и украинец. Приобщается к ночной жизни. Гуляет по Латинскому кварталу, бывает на карнавалах и в кабаре. Тем временем критики видят "легкомысленность" в манере его рисунка.
- Мазальщик из Сашки выйдет замечательный, но ему необходимо дисциплинировать свой талант, - говорит его товарищу искусствовед Адриан Прахов. - А для этого сейчас лучшая школа - мюнхенская. Там и художники собрались солидные, и жизнь скромнее, чем в Париже, где для человека с таким темпераментом слишком много искушений.
Мурашко оставляет Париж не по собственной воле. Как-то он поехал на экскурсию и забыл предупредить об этом швейцара дома, где снимал мастерскую. Владелец решил, что художник убежал, потому что не имел чем заплатить за аренду. И за несколько дней продал все его имущество.
- Думал, удивлю Мюнхен, - повествует Мурашко. - Но здесь собирались со всего мира солидные "дядечки" с длинными бородами, которые многократно выставляли свои работы, с именами, и, представь себе, сидят в Академии, учатся, как школьники. Наш земляк Зальцман перезнакомил меня со всеми русскими художниками, с французами и немцами. На первых порах мы вместе пили по вечерам мюнхенское пиво в какой-нибудь "Кнейпе" и спорили об искусстве. Но днем никто из них не хотел меня видеть, все вежливо отказывались от посиделок. Здесь я понял, что это не так, как у нас в Академии. Здесь люди по-настоящему работают изо дня в день. Понял и стал сам работать.
От скуки решает устроить необычное приключение. Его коллеги переодеваются во фраки и цилиндры, скупают все цветы в околицах вокзала.
- Что случилось? - спрашивают прохожие.
- В Мюнхен приезжает российский великий князь. Инкогнито, - объясняют те. Титул "великий князь" в России носили ближайшие родственники императора.
"Князя" играет Мурашко, секретаря - его товарищ Зальцман.
- Я, стоя на ступеньках, "милостиво" слегка приподнял цилиндр и осмотрел собравшихся, - вспоминает художник. - Подав мне букет, Зальцман произнес замечательную речь. Я величаво протянул сверху свою руку, которую он на глазах удивленных немцев учтиво поцеловал. Все художники трижды прокричали "ура!", махая в воздухе блестящими цилиндрами и цветами.
"Высокие гости" сели в четырехместную карету и поехали осматривать музеи и памятники. Свита разместилась в парных экипажах. Сопровождать кортеж взялась местная полиция на велосипедах. Чтобы избавиться от нее, пришлось заехать в российское консульство - Мурашко знал его руководителя. Консул угостил "князя" обедом и проводил на вокзал, придерживаясь правил этикета.
Комментарии