Ексклюзивы
четверг, 20 августа 2009 18:43

Советские творческие союзы были корытом и жандармом

Самой большой привилегией для советских художников были путешествия за границу

В советские творческие союзы писателей, художников, кинематографистов, журналистов, композиторов, архитекторов принимали только в Москве. Республиканские организации лишь давали рекомендацию.

Стать членом союза было непросто. Например, для вступления в Союз писателей нужно было иметь изданные книги и позитивные рецензии на них. Отказывали в приеме чаще всего по идеологическим мотивам.

Членство в союзе свидетельствовало о принадлежности к касте творческой элиты с ее привилегиями. Самое главное — легально не состоять на службе, но при этом не подпадать под действие закона о дармоедах. Пенсии членам союзов насчитывали как ученым.

С другой стороны, творческие союзы выполняли и жандармские функции. Так, в 1952 году в личной карточке члена Союза писателей появились вопросы: "Принадлежали ли Вы и Ваши ближайшие родственники к антипартийным группировкам?", "Привлекались ли Вы и Ваши ближайшие родственники к суду, следствию, были ли арестованы, подвергались ли наказаниям в судебном или административном порядке?". Последствия за сокрытие сведений были грустными. Так, издательство "Профиздат" в том же году расторгло соглашение о написании романа с писателем Алексеем Черкасовым и потребовало вернуть 60% гонорара, выплаченного авансом. Оказалось, что "автор скрыл ряд фактов биографии" — в частности, об аресте и пребывании в психиатрической больнице в 1942-ом. Во время рассмотрения дела в Союзе писатель признал свое поведение "антиписательским".

Привилегией членов Союза писателей были дома творчества. Путевки платные, но Литературный фонд предоставлял скидки, бывало и до 100%. В бланке обязательно нужно было заполнить пункты "Тема, произведение, над которым работает автор", "Где будет напечатано", "Был раньше ли в доме творчества". Чаще всего литераторы, "выбивая" путевку, жаловались, что не могут работать дома и добавляли ходатайства от творческой секции писательского союза. Иногда ссылались на необходимость пережить ремонт в городской квартире или на состояние здоровья.

Дома творчества с середины 1950-х делились на две категории. В престижные пускали только членов, а жен — в особых случаях. В других позволялось отправляться с семьей, или же родственники могли ехать даже без члена союза. Там не так творили, как отдыхали. Условия в домах творчества были лучше профсоюзных пансионатов или ведомственных домов отдыха. Поэтому заявления на приобретение путевок в дома творчества, особенно в курортной зоне, поступали также от министерств, театров, заведений Академии наук, издательств, книжных магазинов. И со всеми нужно было "дружить".

Дома творчества с середины 1950-х делились на две категории

— Мы развели такую торговлю путевками, что нам уполномоченные даже не считают нужным писать, для кого нужна путевка. Все родственники, жены, друзья! — жаловался в 1967-ом на ІV Всесоюзном съезде писателей заместитель председателя правления Литфонда Дмитрий Ляшкевич.

Но самой большой привилегией были путешествия за границу — в составе художественных делегаций или по путевкам "Интуриста". В таких поездках советский художник с удивлением открывал, что его заграничным коллегам живется значительно лучше. Хотя те и не принадлежат к творческим союзам с их "корытами".


В "дурака" лучше всего играл Андрей Малышко


"Конечно, поэты и прозаики не сидели день и ночь над рукописями, — сознавался о Доме творчества в Ирпени под Киевом прозаик Иван Цюпа. — Умели они и отдыхать. Часто собирались в бильярдной. Рьяным бильярдистом был Степан Иванович Олийнык. Он и играл хорошо, и сыпал остротами, и здесь же, как говорят, на ходу, писал стихи ". Однажды писатели-отдыхающие написали такое шутливое стихотворение:

Ти мій брат і я твій брат,

Так ходімо у більярд.

Будем грати, будем м"яти,

Об зачовгані борти

Розповнілі животи...

Щоб були ми — я і ти,

Втричі тонші, ніж хорти.

Щоб носить костюм "модельний",

Як товариш Загребельний.

Бо пузатим членам Спілки

Не добуть в Ірпінь путівки.

Сын поэта Максима Рильского Богдан вспоминает о писательских волейбольных баталиях в Ирпенскому доме творчества. "Вот нельзя было ставить в одну команду Сосюру и Малышко, — добавляет. — Немного медленный в движениях, с хорошим уже животом, Владимир Николаевич иногда мог проворонить посланный ему мяч или не успевал на подачу. Терпеть этого не мог вспыльчивый, темпераментный Малышко. Тогда только и слышно было: "мазила", "куда смотришь", "проснись". А в ответ спокойное Сосюрино: "Ну, чего ты, Андрей". Иногда страсти настолько заострялись, что поэтов-волейболистов приходилось разводить по разным командам".

Часто живая украинская советская классика в Ирпенскому доме творчества играла в карты, преимущественно в "дурака". Заводилой был тот же Малышко. "Он, как никто, запоминал все карты, которые были у соперников, — вспоминала Ирина Завистовская, жена писателя Василия Козаченко. — Главным шиком был финал — повесить противнику две шестерки или "сверхшик" — из двух рук — четыре шестерки. Две — это был "генерал", а четыре — "маршал". Я научилась хорошо подыгрывать Андрею Самойловичу. Внимательно следила за игрой и за выражением лица партнера, почти всегда знала, каким будет конец игры... Ой, как не любил Андрей Самойлович проигрывать! Да еще когда стоят болельщики за спинами, которые все время отпускали донимающие реплики".

"Прямо-таки не знаю, куда девать деньги"

Секретариат Союза писателей засыпали письмами с просьбой материальной помощи. Даже через 10 лет после войны у многих литераторов не было зимней одежды, обуви, не говоря уже о приемлемых условиях для работы. По большей части эти просьбы удовлетворяли. Но если художника критиковало партийное руководство, помощь переставали давать.

Доходы союзного руководства отличались от заработков рядовых членов.

— Вот я, например, прямо-таки не знаю, куда девать деньги, — жаловался автор "Молодой гвардии" и председатель Союза писателей СССР Александр Фадеев на совещании в ЦК КПСС в январе 1955-го. — Дал одному просителю 7 тысяч рублей. Зря дал, потому что лишние.

Приблизительно столько же зарабатывали и ведущие художники. Но больше всего — театральные драматурги. Они получали 1,5% за акт от общей выручки со спектакля. Валентину Катаеву, например, в течение января–сентября в 1946 году театры "отстегнули" 120  70 руб. Автору "ленинианы" Николаю Погодину — 168 125 руб., Константину Симонову — 457 921 руб. А Цезарь Солодар за водевиль "В сиреневом саду" в 1954–1955 годах получил 1,2 млн руб. гонорара.

Инженер на заводе тогда — до денежной реформы 1961-го — зарабатывал 1000–1200 руб. в месяц.

Сейчас вы читаете новость «Советские творческие союзы были корытом и жандармом». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть