Ексклюзивы
пятница, 13 февраля 2015 05:00

"Если возникнет в доме какая ссора, бегом зажигали сретенскую свечу"

 

— Сретенье - это очень большой праздник, и у нас его все празднуют с деда-прадеда. Он тебе и помощь даст, и беду отведет, и погоду покажет, - говорит 54-летняя Екатерина Соловий из села Харьковцы Лохвицкого района на Полтавщине

15 февраля православные и греко-католики отмечают один из двенадцати церковных праздников - Сретенье Господнее. По библейскому преданию, на сороковой день от рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф пришли с богомладенцем к Иерусалимскому храму принести жертву очищения - пару голубей. На лестнице их встретили пророчица Анна и праведный Симеон, которому от Святого Духа было извещено: не получит он вечного покоя, пока не увидит Христа Господнего. Старец взял Иисуса на руки, благословил его и известил Богородице о будущей жертве ее сына для спасения всех людей. Считается, что таким образом состоялась символическая встреча Старого и Нового Завета.

По народным верованиям, в этот день "встречается" зима с летом, тепло с холодом, а кожух со свитой.

— У нас этот праздник называют Громницы, - рассказывает 51-летняя Нина Клямарова из села Проходы Любешовского района Волынской области. - Идут утром в церковь и после литургии берут домой освященные свечи и воду. Свечу надо зажечь в церкви и принести домой так, чтобы она не погасла по дороге. Она называется громничка - защищает дом, людей и скот от грома, молнии и пожара. Старшие люди и сегодня покупают у пасечников воск и сами делают из него громничные свечи

На Полесье их называют верч. В размягченный воск вкладывают толстую льняную нить, крутят кусок между ладонями и лепят самодельные свечи. Верч считается оберегом от всего плохого, им выжигают кресты на сволоке, над дверями и окнами. Верят, что громничные знаки надежно оберегают дом от пожара, злых сил и семейных неурядиц.

— Летом когда идет гроза, то зажигаешь ту свечечку - она охраняет от грома, - говорит Нина Клямарова. - Ее украшают веточкой вечнозеленой туи, перевязывают красной лентой и держат у образов. А когда начинает греметь, то я ее втыкаю в хлебчик и ставлю посреди стола под иконами. Бывает, другие насыпают в стаканчик пшеницу, пшено или гречку, в это зерно громничку втыкают и ставят на окно, чтобы обошла гроза стороной.

Чтобы дети не пугались грома и не боялись волков, на Сретенье им крест-накрест прижигали громничкой волосы: на лбу, затылке и над ушами. Такой символический крест также должен был оберегать от наглой смерти во время грозы. Вечером вывешивали громнички на наличники дверей, ворот, хлевов и на ясли - чтобы защитить людей и скот от ведьм и домовых.

Сретенской свечой обкуривали больных и немощных, рожениц во время тяжелых родов, детей от испуга, корову с теленком от плохого глаза. Если болели зубы, советовали ее кусать и грызть. Громничкой обкуривали всю усадьбу во время эпидемий и инфекционных заболеваний, кадку, когда впервые растворяли тесто из муки нового урожая, скот перед выгоном на пастбище. Брали ее с собой "на счастье" на первую пахоту и зажины. С зажженной громничкой обходили поля, чтобы уберечь их от вредителей и сорняков.

— На Сретенье бери в церкви свечу не тоненькую, а толстую, потому что она тебе на целый год будет помощницей, - советует Екатерина Соловий. - Сколько мне эта сретенская свеча помогала в жизни во всех тяжелых ситуациях! И покойная бабушка, и мама моя, если возникнет в доме какая ссора, бегом зажигали сретенскую свечу и, смотри, скандал сам собой утихнет. У меня муж на машине и автобусе работал, два сына в Киеве учатся. То когда тяжело мне станет на душе, что я о них переживаю, надо помолиться "Отче наш", "Верую" и свечу ту зажечь - тьху-тьху, все и настроится.

Громничные свечи зажигали у смертельно больного, чтобы облегчить агонию и "осветить легкую дорогу на тот свет". Если умирающий держал в руках сретенскую свечу, это значило, что умер он праведником. Если же умирала ведьма, брали три свечи и переливали над ними трижды крест-накрест сретенскую воду. Считалось, что таким образом общество оградится "от ее приходов с того света".

Примечали - первым в селе умрет тот, у кого во время церковной службы на Сретенье раньше погаснет свеча. Если же воск громнички капнет на руку - это к счастью и достатку в течение целого года.

В жертву богу Перуну приносили петуха

Народный праздник Громницы происходит с языческих времен. Древние славяне 15 февраля почитали Перуна. По свидетельству летописных источников, князь Владимир Великий поставил в Киеве над Боричевым Током пантеон языческих кумиров. Главным среди них был Перун: "Бог грома и молнии и туч дождевых подобием человеческим. Туловище его было из дерева искусно высечено, голова была вылита из серебра, уши золотые, ноги железные. В руках держал камень пылающий, рубинами и карбункулом украшенный".

Перун - божество князей, дружинников и ратников. Тотемным животным Перуна был бык-тур - сильнейшее животное на славянских территориях. С тех времен до нас дошла загадка о громе: "Заревел вол со всех гор на сто потоков, на сто растоков". Растительным символом считался дуб - самое могучее дерево здешних лесов.

Предки верили, что Перун живет на вершине небесной стеклянной горы. А когда рассердится на людей, то бросает на землю огненные камни, которые громыхают и гремят. На Черниговском Полесье еще и сегодня кое-где молнию называют перункой, а гром - перуном.

Перед идолом Перуна постоянно поддерживали огонь как его земную ипостась. В жертву приносили петуха - животное, олицетворявшее небесный огонь на земле. "Пустить петуха" - и сейчас значит привести к пожару. На Громницы на Житомирском Полесье заведено накормить петуха перцем. Хозяйка пытается запихнуть ему в зоб целый стручок перца, чтобы был "очень сердит и не пускал к цыплятам ворон и коршунов".

"Если петух напьется воды, то хозяин наберется беды"

"Громница - снимай рукавицы, близко весна", - говорили о Сретенье. День 15 февраля показывает погоду на всю весну.

— Есть такая примета - если на Громницы напьется петух водицы - то и конец зимице, - говорит Нина Клямарова из села Проходы Любешовского района Волынской области. - Если в этот день оттепель, лужи и капель - то лето победило зиму, а если холодно - то зима побеждает и еще будут морозы.

На Лохвиччине - теперь Полтавская область - эту примету трактовали наоборот: если на Сретенье с крыш капает, то еще придавит такой мороз, что и из-под носа капнет. В северо-западных регионах Полесья считали: лучше увидеть волка, чем солнце на Сретенье. А еще в этот день "если петух напьется воды, то хозяин наберется беды" - оттепель обещает нам долгую и слякотную зиму, холодную весну и позднее лето.

— Это наблюдение справедливо для большинства регионов Украины, - комментирует исследователь народной метеорологии Александр Васянович, 35 лет. - Хотя мы и наблюдаем общее потепление климата, основные тенденции народных примет верны и сегодня. Только стоит учитывать региональные особенности: приметы, актуальные для Полесья, могут не срабатывать на Подолье.

Сейчас вы читаете новость «"Если возникнет в доме какая ссора, бегом зажигали сретенскую свечу"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть