Ексклюзивы
пятница, 05 декабря 2014 11:30

"ИТ-сектор является одним из наиболее теневых" - Царук

"ИТ-сектор является одним из наиболее теневых" - Царук

Поствыборное обновление Верховной Рады Украины в обществе ассоциируется с началом реформ, которые обещаются уже больше, чем полгода, однако до сих пор имеют весьма смутные контуры. Для преодоления кризиса нужны быстрые и продуманные решения, которые должны разрабатываться законодателями совместно с экспертным сообществом.

Переход к современной модели экономики предполагает всестороннее внедрение инновационных технологий и развитие ИT-сектора. Каких изменений требует регулирование ИT и какие шаги необходимы для повышения эффективности экономики Украины, на основе опыта работы в парламентском Комитете по вопросам информатизации и связи рассказал Александр Царук, кандидат экономических наук, представитель Украины в правительственном совещательном комитете Интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (GAC ICANN), эксперт швейцарского фонда "Сокращение рисков" (Risk Reduction Foundation).

– В 2015 году необходимо будет подводить итоги реализации положений Закона Украины "Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы". Как вы оцениваете проведенные мероприятия?

– Украинский парламент в этом году попытался дать оценку этому закону. Так, 18 июня 2014 года состоялись парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития информационного общества в Украине", и 3 июля 2014 года Верховная Рада Украины поддержала соответствующие рекомендации. Согласно принятому постановлению, Верховная Рада рекомендовала Правительству для дальнейшего развития информационного общества и формирования инновационно ориентированной экономики ряд мероприятий. В частности первым стояла задача по доработке Государственной программы развития ИКТ-сферы.
Оценить в целом степень реализации закона трудно, поскольку отсутствует система индикаторов развития информационного общества. Кроме того, этот закон еще на стадии своего принятия был "морально" устаревшим, поскольку не предусматривал мер по развитию широкополосного доступа к сети интернет, внедрения новых стандартов связи и передачи данных – именно тех вещей, на которых базируется современная отрасль информационных технологий.

– Можете ли Вы спрогнозировать, каким будет следующий стратегический документ для развития отрасли ИКТ? Будет ли формироваться парадигма постинформационного общества?

– На сегодняшний день основной задачей становится смена парадигмы развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и отход от принципов, определенных Законом "О Национальной программе информатизации", поскольку последняя была принята еще в 1998 году. Необходимо разрабатывать и принимать системный закон, который хотя бы рамочно очертил основные понятия и термины. До сих пор остается не определенным понятийный аппарат. К примеру, 2 года назад вспыхнул конфликт между Министерством социальной политики Украины и предприятиями ИТ-отрасли относительно политики регулирования аутсорстингових услуг, причиной которого стало элементарное отсутствие определения понятия аутсорсинг.

Закон "Об Основных принципах развития информационного общества в Украине на 2007-2015 годы" ставил целью принятие Информационного кодекса Украины. По этому поводу хотелось бы отметить, что кодификация законодательства является лишь формой его систематизации и не обязательно несет в себе что-то новое. Кроме того, учитывая тот факт, что законодательства об информатизации или ИТ-отрасли просто не существует, то нечего и систематизировать. Реформирование законодательства целесообразно было бы начать не с пустого места, а с доработки и подготовки новой редакции Закона "О телекоммуникациях". Поскольку абсолютно неурегулированным остается вопрос управления доменной индустрией на основе принципов мультистейкхолдеризма. Очередные попытки правительства подготовить Закон "О кибербезопасности" также разбились о скалы отраслевых лоббистов.

– Какие шаги предприняты для поддержки отечественной ИТ-отрасли?

– Работа в этом направлении велась в течение последних лет путем принятия изменений в Налоговый кодекс относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции и в Закон "О государственной поддержке развития индустрии программной продукции".
Были также попытки уменьшить налоговую нагрузку на ИТ-шников, уменьшив объем социальных отчислений с заработной платы, однако дальше первого чтения они не пошли – с одной стороны, из-за нежелания правительства увеличивать и без того большой дефицит пенсионного и других фондов, который теоретически мог возникнуть при применении схем оптимизации налогов при незначительной детенизации отрасли, а с другой стороны, неоднозначным восприятием ИТ-сообществом механизма реализации национального проекта Технополис.

– Может ли стать отрасль ИКТ драйвером развития экономики Украины и что для этого нужно?

– Сегодня политики называют аграрный и ИТ-сектор наиболее вероятными локомотивами для дальнейшего развития экономики Украины. С первым я полностью согласен, ибо кроме экспортной выручки сельское хозяйство влечет за собой развитие транспортной инфраструктуры, машиностроения и химической промышленности. Но аграрии также "сидят" на возмещении НДС.

С ИТ ситуация несколько иная. Во-первых, данная отрасль, к сожалению, является одной из наиболее теневых. В первую очередь, это касается аутсорсинга, который приносит около 2 млрд. долл. США валютной выручки, что является значительным вкладом в торговый баланс. Подавляющее большинство этого бизнеса "оптимизировано" и почти не платит налогов, однако требует от отрасли образования все больше и больше специалистов из-за значительного спроса и, по сути, "перегрева" этого сегмента рынка труда. Ситуация ненормальна, когда без трех дней магистр получает зарплату в 10 раз большую, чем профессор, который читает ему теорию вероятности и математическую статистику.
Таким образом, нынешняя система налогообложения является тормозом развития передовых отраслей украинской экономики. Реформирование системы стоило бы начать с принципа "платят мало, но все", отменить НДС, который субсидирует экспорт и, по сути, является налогом на заработную плату и прибыль, которые и так уже обложены налогами – а, следовательно, НДС стимулирует низкую зарплату и минимизацию прибыли. Ввести налог с продаж, который будет стимулировать построение вертикально интегрированных цепей и крупных отечественных корпораций. До минимума уменьшить единый социальный взнос для всех категорий населения, а не только для ИТ, и заставить всех перейти на общую систему чрезвычайно упрощенного налогообложения. Именно эти шаги способны стать толчком для развития экономики.

– Обозначьте, пожалуйста, экономический эффект от внедрения ИТ в государственном секторе. Некоторые эксперты утверждают, что внедрение системы единого окна электронных услуг и электронного документооборота сократит расходы бюджета и коррупцию, и на это нужно лишь 2-4 месяца.

– Я бы назвал людей, называющих такие короткие сроки и дающих так оптимистические прогнозы, горе-экспертами. Реалии гораздо сложнее. Внедрение системы электронного документооборота требует не только реализации соответствующих программных решений, но также влечет за собой модернизацию оборудования, совершенствование инфраструктуры телекоммуникаций и обучение персонала. За один год такое не делается. Кроме того, люди, отвечающие сегодня за введение системы электронного управления, не понимают основного – степени готовности потребителей соответствующих услуг к реализации указанных новаций.

У нас только 50% пользователей интернета могут похвастаться наличием у них широкополосного доступа (ШПД). Многочисленные исследования показывают, что увеличение на 10% проникновения ШПД увеличивает темп прироста ВВП на 1% в год, а увеличение скорости интернета на 1Мбит приводит к росту ВВП на 0,25%. Именно на этом вопросе стоило бы сосредоточиться в первую очередь. А сегодня Правительство, несмотря на рекомендации профильного Комитета и парламентских слушаний, даже не приступило к разработке национального плана ШПД. Кроме того, уже пришло время развертывания 4G-сети, поскольку третье поколение по сути является морально устаревшим, а у нас больше года продолжается дискуссия относительно стоимости лицензий на 3G. Эти лицензии стоило бы продавать за 1 гривну, и отдавать их тем компаниям, которые покроют 99,9% территории Украины с гарантированной скоростью 10Мбит/с, а тот, кто не реализует проект в указанные сроки, пусть заплатит за частоту 1млрд долл. США, каковой является ее стоимость при условии капитализации прибыли в следующие 10 лет. На сколько процентов вырастет ВВП – не трудно посчитать, и при такой схеме скорость внедрения ШПД и процент покрытия территории является гораздо более важным критерием, чем стоимость лицензии для бюджета.

– Представляя Украину в правительственном совещательном комитете Интернет-корпорации по присвоению имен и номеров (GAC ICANN), какие ключевые проблемы Вы поднимали, и каким образом деятельность глобальной корпорации связана с Украиной?

– Мое участие в работе правительственного комитета ICANN началось в качестве консультанта Украины на 50-й встрече в Лондоне в июне 2014 года. По свидетельству секретариата комитета, это был первый официальный визит представителя от Украины на встречу, и, как оказалось, не с пустыми руками. Например, при поддержке Комитета было проведен в Киеве удаленный терминал участия в EuroDIG-2014 – т.наз. хаб, на котором был согласован рабочий текст Меморандума v 2.0. модели многостороннего механизма управления интернетом на основе принципов NetMundial. Указанный документ является основным среди последних наиболее прогрессивных разработок в сфере управления интернетом, и, как оказалось, Украина с такими предложениями оказалась одной из первых стран, подготовивших на основе международных рекомендаций свой вариант многостороннего механизма управления.

Указанный документ был отмечен даже некоторыми отделениями интернет-сообщества ISOC на уровне стран. Было поддержано совместное предложение Совета Европы и Европейской комиссии по продвижению руководства по защите прав человека в интернете. Уже в октябре на встрече ICANN в Лос-Анджелесе, наряду с предложениями Перу относительно включения положений правил ICANN (т.н. Bylaws) по защите прав человека, была предложена такая редакция упомянутых положений: 1) каждый человек имеет равное право на доступ к интернету, без которого невозможно реализовать права человека в полном объеме без ограничений; 2) право на доступ к интернету является основным правом человека в кибер-эпоху.

Я предложил рассматривать вопросы обеспечения прав человека в контексте обеспечения доступа граждан к сети интернет, без которого невозможно реализовать их права в полном объеме. Интернет сегодня открывает неограниченные возможности для образования и развития личности. Указанный "рецепт" перед представлением на рассмотрение в ICANN было окончательно формализован во время дистанционного участия в глобальном Форуме по управлению интернетом (IGF 2014), который в сентябре этого года состоялся в Стамбуле.

Осознав возможности интернета, в первую очередь – для малообеспеченных семей и молодежи, мы поймем, что доступ к сети для людей из развивающихся стран по сути означает доступ к реализации базовых прав человека. Сегодня ICANN может стать той движущей силой, которая подтолкнет глобальное интернет-сообщество к совершенствованию правил и пропагандированию идей по обеспечению гарантированного права доступа к интернету.

– В рейтинге ООН по уровню электронного управления Украина занимает 87 место из 193. Количественные позиции страны отражают ее рейтинг по нескольким параметрам: степень охвата интернет-услугами, уровень развития ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал. Как вы оцениваете состояние этих компонентов, и сможет ли Украина в краткосрочной перспективе преодолеть разрыв в несколько десятков позиций?

– В Украине зрелым является лишь первый компонент: действительно, локальные сервисы чрезвычайно развиты, но это произошло по дорогой цене, поскольку мы – интернет-пират номер 1 в мире. Конечно, такая лояльная позиция по отношению к нам не может быть вечной, и такое быстрое развитие сервисов с нелегальным контентом может стоить значительных финансовых санкций. Поэтому наш интернет-бизнес, в первую очередь – рекламный, должен легализоваться и начать платить налоги, а не выводить капиталы при помощи сомнительных эквивалентов денежных "титульных знаков" с помощью интернет-обменников. Времена анархии должны пройти.

Уровень развития инфраструктуры является вполне удовлетворительным, на нее есть спрос даже там, где нет бродбенда. В коалиционном соглашении есть тезисы по этой проблеме, надеюсь, они найдут свое практическое решение наряду с распределением частот связи новых поколений. Относительно третьего компонента – человеческого капитала, – я не вижу никаких перспектив в ближайшие 10 лет. Нужно помнить, что Украина по уровню ВВП на душу населения отстает даже от Намибии, страны, где 90% территории занимает пустыня. Реально улучшить условия жизни за такой короткий промежуток времени, даже при условии роста ВВП благодаря новому экономическому "чуду", просто невозможно.

– Какие достижения Комитета по вопросам ИТ Верховной Рады Украины предыдущего созыва стоит выделить? Какие задачи могут стоять перед Комитетом в следующем созыве?

– В сентябре 2013 мной был разработан План действий по привлечению Комитета по вопросам информатизации и информационных технологий к управлению интернетом на локальном и международном уровнях на 2013-2015 годы. Тогда многие из поставленных задач казались мне неосуществимыми, но настойчивость и быстрая смена многих обстоятельств позволили их реализовать. Сегодня только декабрь 2014-го, а план по сути является выполненным, поэтому Комитет в новом созыве будет трансформирован. Если не сбавлять темпов и не нырять в отраслевые интриги, начатое можно значительно приумножить, от чего выиграет и государство, и конечные пользователи интернета, и сама индустрия.

Кроме упомянутого выше, хотел бы отметить следующие моменты. Комитет фактически стал основным стейхолдером и занял консолидирующую позицию среди нашего чрезвычайно диверсифицированного интернет-сообщества. Осуществлен ряд мероприятий, посвященных общеевропейской инициативе Дня безопасного интернета 5 февраля 2014 года, подготовлены рекомендации по результатам соответствующего круглого стола по созданию украинского центра безопасного интернета как составляющей Инсейф – европейской сети центров поддержки безопасного и ответственного использования интернета и мобильных устройств для детей и несовершеннолетних. Комитет по вопросам ИТ стал партнером реализации совместного проекта Совета Европы и ЕС "Укрепление информационного общества в Украине" для разработки нового ИТ-законодательства на базе европейского опыта.

Среди локальных достижений я бы назвал прежде всего такие: проект концепции поэтапного перехода работы Комитетов на безбумажную основу совместно с лидерами ИКТ; подготовку соответствующих резолюций мероприятий Комитета для Правительства по разработке национального плана развития широкополосного доступа к сети интернет (развитие бродбенда уже было определено одним из пунктов Коалиционного соглашения); создание рабочей группы по разработке нового Cyrillic IDN RFC. В случае имплементации этого стандарта станет возможным запуск работы электронной почты по типу українська@сім'я.укр во всем мире на всех платформах RFC.

– В каком направлении стоит проводить законотворческую работу реформированному Комитету по вопросам информатизации и связи?

– Уже давно возникла потребность в совершенствовании законодательства Украины относительно регистрации и использования доменных имен в украинском сегменте сети интернет, нормировании правила регистрации в доменах .UA и .УКР. и решении вопроса доменных конфликтов. Уже актуальна имплементация европейских практик защиты законных прав и свобод человека в информационной сфере; также особого внимания требует защита сознания несовершеннолетних от неугодного им контента. Например, через бесконтрольный доступ к порно, даже в социальных сетях, дети становятся не только его активными потребителями, но и поставщиками. Кроме того, мало кого интересует, безопасна ли для психики 6-месячного малыша интернет-реклама, которую запускают различные онлайн-платформы во время воспроизведения обучающих видеороликов для младенцев и детей.

Рынок интернет-рекламы еще в 2013 году достигал почти 2 млрд. грн., при этом 80% рынка находится в тени и не платит налогов, хотя несет почти аналогичные трансфертные расходы в пределах 5-10%, финансируя такие же полулегальные схемы обмена т.наз. сомнительно легальных интернет-валют. Наши законотворцы должны бы найти оптимальный рецепт по детенизации этого сегмента экономики, 60% которого, кстати, занимают российские компании. Во многих парламентах ЕС идет очень активная дискуссия по поиску оптимальной модели налогообложения международных компаний, работающих в локальных сегментах сети интернет. По сути, импорт услуг – тоже импорт, даже если его импортируют из Дублина или Москвы, его надо растамаживать с уплатой всех платежей или регистрировать локальную компанию и работать как резидент. Но для этого необходимо создать приемлемые условия для уплаты налогов и легализации систем онлайн-платежей.

Многие из этих задач можно было бы реализовать путем принятия нового закона об электронной коммерции, телекоммуникации, программы развития ИКТ, урегулировав, в первую очередь, практику использования цифровой подписи и соответствующих цифровых ключей и т.д. Для этого необходима профессиональная готовность нового состава Комитета, сплоченная экспертная команда его секретариата, открытый сбалансированный диалог с отраслевыми ассоциациями и общественностью.

Все эти компоненты являются необходимым условием эффективной работы Комитета, без чего его деятельность может стать просто декларативной или превратиться в площадку для продвижения подготовленных где-то проектов под ограниченный круг заказчиков. К чему все это может привести – наше общество увидело на примере цифрового телевидения, которое, кстати, просто умрет в течение следующих 10-15 лет, поскольку все будет в бродбенде – отдельно радио, ТВ, телефон и интернет уже не будут существовать.

Сейчас вы читаете новость «"ИТ-сектор является одним из наиболее теневых" - Царук». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть