Ексклюзивы
понедельник, 10 ноября 2014 17:20

Цена на хлеб как социальный индикатор: об истинных причинах подорожания стратегического продукта

 

Подорожание стратегического продукта питания - хлеба - которое состоялось в 2014 году, не только вызвало большой общественный резонанс, но и может стать серьезным испытание в обеспечении продовольственной безопасности государства и индикатором правительственной продовольственной политики. Настоящие причины роста цены на хлеб и хлебобулочные изделия, а также влияние управленческих решений и конкуренции на процесс ценообразования исследовали специалисты общественной организации "Публичный аудит".

Что может быть важнее стабильное обеспечение населения основным продуктом питания - хлебом?! Сегодня высокие объемы производства зерна в Украине в полной мере обеспечивают потребности внутреннего рынка, в том числе хлебопекарной отрасли. Вместе с тем, одного лишь факта достаточного и бесперебойного обеспечения людей хлебом маловато. Сейчас на передний план выходит несколько другой критерий - цена! Следовательно, налицо рост стоимости основного продукта потребительской корзины украинцев - серьезный повод для беспокойства и социального невдовольства.

Только по официальным данным (статистика Государственной инспекции Украины по контролю за ценами) по состоянию на 30 октября розничная цена на три основные виды хлеба в торговых сетях в среднем по Украине возросла на 17,6%. То есть по сравнению с концом 2013 года килограмм хлеба подорожал на 95 копеек.

А по данным ПАО "Киевхлеб", ситуация еще хуже: за 2014 год цены на хлеб выросли более чем на 30%.

Хронология "неправительственных" решений

Среди причин, которыми обычно чиновники оправдывают эту ситуацию называются: необъявленная война, которая происходит в Украине, подорожание цены на газ, падение курса гривны и повышение цен на топливо. Это действительно важные факторы, которые могут влиять на формировании цены на хлеб. Однако по мнению экспертов, это влияние на ценообразование составляет в пределах 13-15 процентов, и никак не оправдывает тридцати процентный скачок.

 

Следует напомнить, что основной ценообразующей статьей в структуре себестоимости хлеба все таки есть мука - 43%. Остальные это: другое сырье (5%), топливо (4%), общепроизводственные расходы (7%), электроэнергия (1%), заработная плата основных рабочих с начислениями (5%), административные расходы (7%), финансовые расходы (1%), расходы на сбыт (27%).

На сегодня наше государство, как один из крупнейших производителей зерна в мире, имеет в интервенционном фонде такие запасы зерна, которые позволяют мукомольным предприятиям перерабатывать его еще в течение двух лет. В свою очередь Аграрный фонд, как организация, призванная стоять на страже продовольственной безопасности и удерживать цену на хлеб, должен выходить на рынок с интервенциями и продавать муку хлібопекам по прошлогодним ценам закупки зерна. Очевидно, Аграрный фонд не справился с возложенной на него миссией, в результате чего имеем галопирующий рост цены на хлеб.

Причины - череда непонятных, необоснованных и откровенно бестолковых решений Агрофонда и Правительства, которые были приняты для того, чтобы найти новые каналы наполнения специального фонда Государственного бюджета.

Так, сначала 1 июля 2014 года Агрофонд поднял цены на муку на 7 %. Далее, в августе появилось Постановление Правительства (№ 381), которая внесла коррективы в рецептуру выпечки хлеба. Если раньше из муки, закупленной у Агрофонда, можно было выпекать популярны среди населения хлебобулочные изделия со сложной рецептурой, то в соответствии с правительственными нововведениями, теперь его можно использовать только на "простой" хлеб - без сахара, жира и т.п. Заметим, что такие изделия почти не пользуются спросом, а рентабельность его производства составляет минус 40 процентов. И последней каплей для пекарей стало очередное повышение цены на муку от Агрофонда на 22,7% с 3 сентября 2014 года.

В результате этих правительственных действий и решений украинские хлібопеки просто прекратили закупать муку в Агрофонд. Это совершенно понятно: ведь стоимость его - почти среднерыночная, а качество - не самая высокая. Плюс - необходима предварительная оплата и расходы на доставку.

 

По факту имеем, что в современном крайне сложной экономической ситуации, по кошельку рядового украинца "бьет" еще и рост цены на основной продукт потребительской корзины - хлеба. Думаю не стоит говорить, насколько болезненным это для социально уязвимого населения, которое составляют пенсионеры, безработные и малоймущі. Это еще один пример того, как "удачно" умеют чиновники переложить пробелы в Государственном бюджете на плечи рядовых украинцев.

"Теневой" хлеб и недобросовестная конкуренция

Без сомнения - хлебопекарная отрасль является стратегической для любой страны и является важным индикатором продовольственной безопасности. Вместе с тем сегодня мы имеем тенденцию к тенизации рынка производства хлеба и хлебобулочных изделий и укоренении в этом сегменте нечестной конкуренции.

Сейчас только 34% хлеба производится промышленными хлебозаводами, а 66% объемов производства остаются вне статистической отчетностью. То есть 3034 тыс. тонн хлебобулочной продукции (свыше 24 млрд. грн.), производится "в тени". Не стоит говорить, что налоги от такой деятельности не уплачиваются в бюджеты всех уровней.

Показательным примером в этом контексте может стать анализ рынка производства хлеба и хлебобулочных изделий в Киеве и Киевской области. На Киевщине "хлебные места" занимают три основные производители: ПАО "Киевхлеб", ОАО "Холдинговая компания "Хлебные инвестиции" (ТМ "ЦарХліб"), ООО "Украинско-словенское совместное предприятие "Киевский областной хлебопекарный комплекс" - более известное как ТМ "Кулиничи".

До недавнего времени, а точнее до 2012 года, безоговорочным хлібопеком-монополистом и основным наполнителем местного бюджета на Киевщине было ПАО "Киевхлеб", в состав которого входит 5 производственных цехов в столице и 5 хлебозаводов в области. Мощность предприятия составляла 1100 тонн/сутки. А уже сегодня этот показатель снизился до 490 тонн хлебобулочных изделий в день.

Позиции ПАО "Киевхлеб" пошатнулись в 2012 году, когда у предприятия появилось два конкурента. Так, в апреле 2012 в селе Новые Петровцы заработал "Первый Столичный хлебозавод" (ТМ "ЦарХліб"), которое является предприятием ОАО "Холдинговая компания "Хлебные инвестиции". Сегодня хлебозавод выпекает 80 тонн изделий в сутки. Кроме этого, в октябре 2012 года на киевском рынке пекарей появился еще один игрок - ТМ "Кулиничи". Мощность завода на сегодня составляет почти 90 тонн хлебобулочных изделий в сутки.

 

Казалось бы: наличие конкурентной борьбы должно положительно влиять на цену хлеба и, по логике, уменьшать ее. Как это есть в цивилизованных и развитых странах. Однако у нас картина несколько другая.

Каких именно правил придерживаются основные игроки, насколько они являются честными и прозрачными становится понятным, если проанализировать их на примере двух крупнейших производителей Киевщины: ТМ "Киевхлеб" и ТМ "Кулиничи". Сделать это несложно - стоит лишь изучить результаты их финансовой деятельности за 2013 год. Такой тщательный анализ и осуществили специалисты ГО "Публичный аудит".

Они посчитали, что, если сравнить объемы производства хлебобулочных изделий двух предприятий, выходим на соотношение между конкурентами как 5 к 1 (490 тонн в сутки против 90 тон).

Согласно финансовой отчетности, чистый доход ТМ "Киевхлеб" составляет 1886,5 млн. грн., а ТМ "Кулиничи" - 94,2 млн. грн., а это уже соотношение почти 20:1. Вместе с тем, эксперты путем несложных вычислений, которые содержатся в их исследовании, доказывают, что реальный показатель дохода ТМ "Кулиничи" намного выше, чем в официальной налоговой отчетности, а именно 344,9 млн. грн.

ГО "Публичный аудит" также детально проанализировало каждый из таких показателей деятельности обоих предприятий как: себестоимость реализованной продукции, чистая прибыль; рентабельность; уплата налога на прибыль; структура расходов на оплату труда; отчисления на социальные мероприятия. Результаты вычислений позволили сделать довольно странный и вместе с тем показательный заключения. А именно: имея лишь пятикратную преимущество в объеме рынка и реализации хлеба, ТМ "Киевхлеб" платит в 20 раз больше налогов, в 108 раз больше средств на оплату труда и в 199 раз больше социальных выплат. Кроме того, такая недобросовестная конкуренция и теневой рынок производства хлеба, привели к тому, что одно из основных, стратегических и бюджетообразующих предприятий Киева только за 8 месяцев 2014 года получило чистый убыток на сумму около 20 млн. грн. Следовательно, по вполне обоснованной и логичной мыслью публичных аудиторов, такие неестественные перекосы должны стать объектом пристального изучения соответствующих государственных структур: прокуратуры, Государственной фискальной службы Украины, милиции и т.д.

Кроме того, следует понимать, что неконтролируемые объемы производства хлебопродуктов является прямым основанием для повышения цены на хлеб. Ведь, чем больше товаров производится без контроля государства, тем выше себестоимость продукции официальных производителей.
Nota bene! Как изменить ситуацию. Вместо выводов.

Резюмируя исследования ОО "Публичный аудит", имеем три основные причины роста цены на хлеб: недальновидные и крайне неразумные действия государства, теневое производство и недобросовестная конкуренция на рынке производства хлеба и хлебобулочных изделий, а также ряд объективных факторов (падение национальной валюты, рост цен на газ и нефть).

Среди рекомендаций, которые предлагает "Публичный аудит" для решении этой острой социальной проблемы, следует отметить: срочное осуществление проверки всех игроков рынка; ослабление ручного контроля за ценообразованием; отмена Постановления КМУ от 27.08 2014 года № 381 и восстановления поставок от АФ муки для выпекания основных видов хлеба по прошлогодним ценам; внесение изменений в Закон Украины "О цены и ценообразования" (в частности введения системы компенсационных выплат в связи с ростом цен не предприятиям-производителям, а непосредственно малообеспеченным слоям населения); предвидение бюджетах на 2015 год средств для предоставления адресной помощи малообеспеченным слоям населения.

Сейчас вы читаете новость «Цена на хлеб как социальный индикатор: об истинных причинах подорожания стратегического продукта». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 8642
Голосование На какую помощь от Европы и мира Украине следует рассчитывать после войны?
  • Польша обещает "план Маршалла" – большую программу финансовой поддержки
  • Списание всех долгов по внешним кредитам
  • Все средства от конфискации имущества и ресурсов РФ в мире
  • Помощи не будет. Ограничатся поддержкой беженцев
  • Мне безразлично
Просмотреть