Ексклюзивы
четверг, 04 февраля 2016 10:55

"Продали обручальные кольца и купили два бронежилета": фильм о чете луганчан-волонтеров показывают в мире

Автор: Сергей Старостенко
 

Писатель и режиссер Руслан Горовой более года ездит на передовую. В прошлом году познакомился с четой луганчан-волонтеров Александром и Викторией Кононовыми, которые живут неподалеку Северодонецка и помогают украинским бойцам. О них Руслан снял документальный фильм "Укропы Донбасса", который сейчас показывает в мире.

Как возникла идея ленты?

Мы с друзьями - музыкантами группы "Антитела" - полтора года назад начали ездить на передок, собирать деньги и возить помощь.

Понял, почему мой дед никогда не любил рассказывать о войне. Война - это совершенно дебильная штука. В зависимости от погоды - холод или пыль или грязь - и всегда страх.

Сначала ездили раз-два в неделю. Позже, когда собирать помощь стало труднее, стали ездить раз в две недели. Марьинка, Красногоровка, Крымское, Дебальцево, Станица Луганская, Гранитное под Мариуполем. Во время одной такой поездки меня познакомили с Сашей и с Викой. Саша до войны работал на производстве. Щеподробилка ему отрезало правую руку и левую ногу - по диагонали. Теперь ходит на протезе. До войны они с женой купили дом в селе, завели овец, коз, пытались вести хозяйство. Но война все изменила. Рассказывали, что весной 2014, в первый год войны, перестали цвести липы. Из двух десятков лип у дома ни одна не зацвела. Люди совсем не могли работать на огороде, руки не поднимались. Все село жаловалось на апатию, что земля как-то уже не тянет. Начали помогать армии в условиях оккупации. Первый раз козу зарезали и сделали бойцам шашлыки, отвезли им телевизор и холодильник, сделали 20 килограммов домашней брынзы. Обручальные кольца свои и другие драгоценности продали - купили на эти деньги два бронежилета. "10 граммов металла и две жизни - ценности несоизмеримые", - сказал мне Саша. Оставила Виктория только крестик, в котором крестилась. Затем в соцсетях начали собирать деньги. Выезжали на "большую землю", чтобы закупать необходимое, и затем везли помощь бойцам. Украину называют "большой землей", потому что в ЛНР, говорят, чувствуют себя, как на острове, отрезанном от цивилизованного мира.

Поскольку линия боев все время менялась, то в один прекрасный момент они свернули не туда, и с полным комплектом всего, что везли нашей армии, попали в плен. Пробыли там более трех месяцев. Над ними издевались. Выводили на расстрел, душили с мешком на голове. Не раз ставили к стенке, снимали автоматы с предохранителей. Вика говорила: в состоянии страха практически не чувствуешь боли. Освободить их удалось по обмену вместе с группой наших военнопленных.

Как к таким людям относится ватное местное население?

Местное население очень разное не Донбассе. Перед прошлым новым годом я в Крымском раздавал с ребятами местным людям вермишель и сахар. Это были преимущественно пенсионеры, которые не хотели никуда уезжать. Они говорили: "Мы не за белых и не по красных. Мы за кладбище". У них здесь похоронены целые поколения родственников, и они хотят на этой земле дожить. Брали ту вермишель и плакали: "Когда же эта война закончится!". Понимали, что я со стороны Украины. Но у меня есть подозрение, что так же эти люди принимали бы гуманитарную помощь и от оккупантов. Если бы она была.

Люди на Донбассе тяжело работают. Очень выпивают после работы, потому что шахтерский труд очень утомительный. Но при этом есть такая цеховая шахтерская гордость: шахтер на завод работать не пойдет. Вы так же на Волыни спросите копателей янтаря, чего они не пойдут работать? - "Потому что отец янтарь копал, и дед. То все нам Бог дал, и мы его будем копать". Такая же абсолютно тема.

На Донбассе шахтерам всегда говорили: вы тяжело работаете, но ничего не имеете, потому что у вас всегда все забирает Киев. Не местные олигархи, а именно Киев. Киев - это был искусственно созданный образ врага, которым пугали дончан. Поэтому, когда был референдум, обмануть Донбасс было нетрудно. Человек ничего в жизни хорошего не видел. "Врага" они уже знали. Я уверен, что большинство из этих людей шли на выборы сознательно. Мечтали, что деньги не будут вытекать из региона в центр. Зато получили российские танки. А война - это уже выживание. Кто у которого блок-поста живет, тот с тем и дружит.

Рассказывают, что местные не раз приносили украинским солдатам отравленную пищу.

И такое есть. Но не сомневаюсь, что есть люди, которые и ополченцам дают отравленную пищу. Линия разграничения - это самое страшное, что может быть.

В тех регионах наминовано сейчас так, что черт ногу сломит. Если сейчас еще взрывается то, что осталось от Великой Отечественной, то представьте, что там будет после этой войны.

В прошлом году вы начали показывать свой фильм за рубежом. Как реагировали на него на Западе?

Жадно. В нашей зарубежной диаспоры информационный голод. Они собирают деньги для наших военных и волонтерских организаций. А значит, что от нас должен быть какой-то отклик. Во-вторых, я очень хотел, чтобы они привели на эти показы местных. Мир должен видеть, что у нас в стране происходит настоящая война, где погибают реальные люди.

Первым делом показал фильм в Германии. Деньги у меня свои, подкожный жир, начали исчезать еще с Майдана. Волонтеры истощились. Мы договорились с нашей диаспорой о показах в Берлине, Кельне, Дрездене и Дюссельдорфе на их средства. Показ в Берлине состоялся. А после него ватники заблокировали мне два показа - в Кельне и Дюссельдорфе. В тех местах была достигнута договоренность об аренде зала с Красным крестом. И вот ватники пишут им письма: "Вы способствуете распространению фашизма". Немец, когда слышит слово "фашизм", поднимает руки вверх. Этот комплекс к ним прирос с войны - чувства вины. Немец мне говорит: "Руслан, я понимаю, что там не об этом. Но я не хочу слышать такие обвинения в свой адрес. Мне жить в этой стране, а они мне постоянно будут колоть этим глаза". Зато на показ в Дрездене люди ехали из других городов - такая пошла огласка.

Автор: Сергей Старостенко
 

После Германии показал фильм в Польше. Там тоже есть активные противоукраинскую ватники. Но им к полякам такими словами как "фашизм" очень трудно апеллировать.

В Париже фильм должны были показывать 14 ноября. За день до показа там произошли теракты. Когда я прилетел в Париж на следующее утро после терактов, то попал в атмосферу страха. Мне она была знакома, ведь я приехал из мира, где идет война.

Из-за терактов и запрета собраний показ отменили.

Такого Парижа я еще никогда не видел. Незнакомые люди обнимались в метро и плакали. Улицы были почти пусты, все закрыто. Только военные и полицейские патрули. Париж был как вымерший. А ведь это было перед Рождеством - улицы в огнях и гирляндах - и пусто. На каждом перекрестке полиция. Но меня никто не трогал, даже не проверял документы.

Эмоционально те теракты можно сравнить с терактами в США. Масштаб меньше, чем в Штатах. Но эмоционально - удар такой же. Все, независимо от цвета кожи, были напуганы.

В воскресенье 15-го ноября мы стояли на площади Республики. Это парижский майдан. Когда через день после терактов кто-то на площади бросил петарду, вы не представляете, какая паника поднялась - люди боялись движения, звука.

Из того, что я увидел, сильная украинская диаспора в Испании. Там никаких проблем с показом не было, хотя в стране и большое российское лобби.

Половина аудитории на просмотре - были именно иностранцы. В Испании подошла женщина: "Вы не против сфотографироваться с российской журналисткой? - Если не боитесь. - Говорю.

Большие молодцы диаспоры Швеции, Турции, США. О каждом можно говорить часами. А фильм путешествует дальше. На очереди Туманный Альбион.

Сейчас вы читаете новость «"Продали обручальные кольца и купили два бронежилета": фильм о чете луганчан-волонтеров показывают в мире». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі