Ексклюзивы
вторник, 31 мая 2016 10:46

"Океан" без границ. Продюсерский взгляд.

Группа "Океан Эльзы" выпустила девятый студийный альбом "Без меж".

Впечатлениями о новом альбоме поделился Виталий Климов, который продюсировал группу еще в 1998-2000 годах, а также организовал съемки двух новых клипов ("Життя починається знов", "Не йди").

  Презентация альбома "Без маж" на крыше киевской 10-этажки
Презентация альбома "Без маж" на крыше киевской 10-этажки


Виталий, каковы ваши впечатления от нового альбома группы "Океан Эльзы"?

– Скажу сразу: к музыке я отношусь несколько иначе, чем большинство людей – то есть, как к определенному индустриальному продукту. Я задействован в процессе, так его и оцениваю.

Думаю, новым альбомом "Океан Эльзы" окончательно утвердил понятие классического украинского рока как эстетическое понятие, показав его образец на примере собственных песен. Сейчас в их творчестве я не вижу особой модернизации, группа не делает ничего революционно нового в музыке. Знаю, что к своей музыкальной палитре они относятся очень осторожно, поэтому какие-то инновации в релизе "Без границ" на самом деле почти отсутствуют. Это уже такой, в лучшем смысле слова, консерватизм, сформированный стандарт рок-музыки – особых инноваций он и не предусматривает.

И сейчас скопировать этот музыкальный тренд никому не удастся, это будет очень скучно и бессмысленно – так может только "Океан Эльзы". А все подобные проекты обречены на провал.

 

На концерты группы приходят десятки тысяч людей, к каждому слову Святослава прислушиваются десятки миллионов. В чем, по вашему мнению, секрет такой популярности?

– Они стали популярными в тот момент, когда все постсоветские общества нуждались в новых героях. В России тогда появились "Мумий Тролль", Земфира, "Сплин", в Беларуси – "Ляпис Трубецкой", в Молдове – "Zdob şi Zdub", а у нас – "Океан Эльзы". Они тогда синхронно заменили старую советскую музыку, а медиа в СНГ их тогда очень поддержали.

И, кстати, Россия на рекламу "Океана Эльзы" гораздо больше повлияла, чем Украина – через ресурсы российского медиапространства. Я знаю точно: если бы не Россия, вернее, конкретные российские медиа-трендсеттеры, то первые шаги группы были бы не такими легкими, группа продвигалась как часть нового музыкального тренда всего пространства СНГ. Ну а потом уже и сама группа не остановилась – использовала это как стартовую площадку и начала понемногу уже сама диктовать моду.

Сейчас, в определенном смысле, в их музыке даже присутствуют элементы старой доброй эстрады. Рок-эстрада (я так для себя это называю) – это массовое искусство, а их творчество очень даже народно. Оно облачено в инструментарий рок-музыки, но, при иной аранжировке, эти же композиции могли бы стать очень близкими к украинским народным песням, а некоторые вещи звучали бы как поп-музыка.

Среди поклонников "Океана Эльзы" есть много даже довольно уже немолодых людей, которые на самом деле являются абсолютными профанами в том, что называется рок-музыкой, которую они фактически не чувствуют и не являются ее особыми поклонниками. С другой стороны, каких-то закостенелых рокеров эта народность и массовость наоборот отталкивает – по крайней мере, я с таким сталкивался.

Какова роль "Океана Эльзы" сегодня в украинской культуре?

– Сейчас главной проблемой в нашем обществе, кроме войны, является то, что мы на самом деле культурно (на уровне персональных индивидуальных вкусов) мало чем отличаемся от северного соседа. После окончания войны мы, возможно, поймем, что есть много искренних патриотов, но наша массовая культура, как и образование, остается такой же маргинальной и недалекой. И изменение этой ситуации наконец станет первоочередной задачей в обществе.

От многих групп, которые вдруг начали петь о войне, по-моему, отдает спекуляциями на актуальных темах. А тот художественный продукт, который создает "Океан Эльзы", совершенно отличается, они всегда равны лишь самим себе. Поэтому это, несмотря на вкусовые детали, – настоящее искусство. А не какое-то вышиватне заигрывание, которое мы порой наблюдаем.

В том, что их слушают и любят в других странах, в частности в России, нет ничего особенного – любое качественное искусство популяризирует страну, где оно появилось. Но я не верю, что их песни существенно влияют на мировоззрение россиян или на их политические взгляды – так не бывает. Основной проблематикой являются вечные вещи – личные переживания и гуманизм.

 

Все же, многие поклонники Святослава Вакарчука также видят в его песнях если не политический, то патриотический подтекст.

– "Океан Эльзы" – группа, которую нельзя назвать политической. В то же время, то, что они делают вне политики, намного важнее, чем то, что даже теоретически можно сделать в политике – даже если очень этого стремиться и иметь соответствующие возможности. Особенно если их сравнить, скажем, с питерской группой "Телевизор" (не знаю даже, как их в России до сих пор не расстреляли), которая постоянно поет на злобу дня и противопоставляется власти.

Святослав пишет тексты общефилософского характера, кому-то это может показаться примером эзопова языка. Ведь между строк их можно читать по-разному, поэтому и песни его ложатся на любые темы. Даже название альбома – "Без меж" – трактовать можно, как угодно. И если бы он назывался "Межа", все равно нашлись бы те, кто в этом увидел бы что-то очень знаковое и глубокое. На самом деле лирика Вакарчука универсальна – она сразу обо всем и ни о чем конкретно.

 
Сейчас вы читаете новость «"Океан" без границ. Продюсерский взгляд.». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі