пятница, 27 мая 2016 15:00

"Очень трудно жить в то время, когда на глазах твое государство разделяют, а родные люди становятся врагами" - Ольга Чубарева
9

Автор: Сергей Старостенко
 

Казахстан, где вы родились, - историческая родина вашей семьи?

- К северу Казахстана, в город Рудный, бабушка переехала с маленьким моим отцом из Сумской области после войны поднимать целину. Людям обещали райскую жизнь, квартиры. По отцовской линии все в роду у нас украинцы.

Отец рассказывал, что настоящая фамилия его - Чубаров. Его деды были состоятельными дворянами, в семье даже священники были. После революции 1917 моего прадеда с семьей репрессировали. Мой дед маленький был тогда, 7 лет. Запомнил, как их товарными вагонами вывозили в Сибирь и бросали в лесу в бараках на выживание. Чтобы не пострадали дети и внуки, в фамилии начали менять буквы - потомки уже были Чубаревы и Чубари.

Мама родилась в Челябинской области, в Приуралье в городе Троицк. Исторически эти земли заселяли крымскими татарами, которых выселяли из Крыма. Мамина девичья фамилия - Джамаладинова.

Бабушка Танзиля Зайнуловна до сих пор живет в Челябинской области. Мама - Рамзия Гарифовна. Коллеги на работе не могли запомнить ее имя, поэтому мама позволяла им называть ее Рима Григорьевна.

У мамы - большая семья. У татар всегда были большие семьи. Они очень оберегали чистоту крови, традиционно женились только на своих. Мамин брак был первым в ее семье смешанным. Это был с ее стороны революционный шаг. Поехала к папе в армию, в часть, где он служил на Забайкалье, и они поженились тайно.

В Казахстане украинцы тесно общались?

Там было много переселенцев. После войны там было много высланных немцев, украинцев.. Казахов я в лицо почти не видела.

На севере Казахстана ничего не росло. Сами голые степи вокруг. Зимой морозы и сильный ветер так засыпал снегом, что невозможно было на улицу выйти. Летом все страдали от страшной жары.

На целине люди зарабатывали нормальные деньги, но купить ничего не могли - ни фруктов, ни овощей. В магазинах продавали одни сухофрукты - чаще всего сушеные бананы. Цитрусовые можно было привезти разве что из Москвы. Если удавалось вырастить на дачах какие-то яблочки, они были очень маленькие - от жары опадали. Арбузы на той жаре не родили, а привозные были всегда недоспелые и несладкие. Ведро вишни стоило треть маминой зарплаты - 30 рублей. Мама зарабатывала в детском саду 90. Зимой килограмм яблок стоил 5 рублей - в те времена, когда проезд в автобусах был 5 копеек.

В мои 11 лет врачи посоветовали нам уезжать, потому что мне не подходил климат.

Некоторые украинцы-соседи в Казахстане плакали, когда мы уезжали, потому что мечтали тоже вернуться. Но это было трудно. Это сейчас можно продать-купить квартиру, а тогда было сложно: надо было обмен делать, потому что не было частной собственности на недвижимость.

Автор: Сергей Старостенко
 

Почти все вещи родители продали, чтобы не везти с собой. Начали жизнь с нуля.

Ехали трое суток поездом. Для меня Полтавская область после степи показалась раем на земле. Не могла наесться фруктов. Мои сверстники в Украине не замечали красоты природы. А я уже в 11 лет поняла, что все познается в сравнении.

Помню, как поразила меня картина в украинском селе: абрикосы с деревьев опадают от спелости, а их не успевают собирать. Крестьяне выпустили свиней, чтобы они все похряпали. А я до Украины даже не знала, что такое абрикосы. В Казахстане ела засушенную курагу - не представляла, с чего ее делают. Абрикосы до нас не довозили, потому что они быстро портятся.

Такая большая рыба водилась в Днепре! Рыбаки везли рыбу на багажнике велосипеда - с одной стороны болталась голова, с другой хвост. Кабанчик, а не рыба. Отец сразу же купил катер, и мы целыми днями ходили в плавание по реке.

Отец деда научился работать с металлом. Когда в начале 1990-х позволили частное предпринимательство, родители одними из первых открыли частный бизнес - занимались ювелирным и граверных делом.

Мастерскую отец сделал прямо в нашей двухкомнатной квартире в хрущевке. Нас было там четверо. Теперь не могу представить, как мы там помещались.

В одной комнате был большой рабочий стол. Папа там работал с горелками - это устройство, которое подает очень тонкую струю огня, чтобы выпаивать по металлу. Муфельная печь стояла - разогревалась на градусов 800. Родители обжигали в ней эмаль. Я пару раз прижалась к ней неосторожно и обожглась.

Ремесло меня тоже сильно выручило, когда оказалась одна с ребенком на руках после института и без денег.

Автор: Сергей Старостенко
 

Почему, получив два музыкальных образования, вы должны были искать работу, не связанную с музыкой?

Безденежье - большая стимулирующая сила. Даже великие композиторы часто писали свои творения просто только благодаря тому, что им нечего было есть.

Всегда хотелось быть материально независимой. Когда поступила в консерваторию, нашла сразу три работы. Была концертмейстером и преподавателем. Несколько месяцев руководил вокальным кружком при кондитерской фабрике Карла Маркса в Харькове. Популярность самодеятельности в те времена уже спадала. Если раньше самодеятельность процветала, то после 1990-х людям было не до пения и кружков - все думали, как копейку заработать.

После окончания консерватории у меня родился сыночек. С маленьким ребенком на руках и не могла себя загружать концертами. На тот момент мне просто надо было выжить. В музыке тогда были небольшие зарплаты. Для того чтобы заниматься творчеством, мне нужно было иметь еще и стабильный источник дохода. Решила попробовать дело отца. Пугало то, что ничего в этом не понимаю. Это как человеку, который не умеет плавать, надо было прыгнуть на глубину и стараться не утонуть.

Сейчас в государстве появилась относительная свобода для того, чтобы заниматься бизнесом. Такая себе сладкая свобода - к ней быстро привыкаешь.

Когда сыну было полтора года, я открыла свою мастерскую. Дело пошло так успешно, что через два года я взяла кредит в банке и купила квартиру. Это был отчаянный шаг - кредит удалось погасить через два года. Запретила себе болеть и отдыхать.

Металл требует мужских рук.

Граверство - мужская профессия, которая требует физических усилий.

В работе с металлом мне очень помог опыт пианистки. Чтобы выдержать сопротивление металла, нужно иметь сильные цепкие пальцы. Кто-то из известных музыкантов говорил, что у пианиста должны быть настолько сильные пальцы, чтобы могли выдержать вес всего тела, если стать на руки.

Я стойку на пальцах не делала, но хорошо натренировала их инструментом.

Оформляла иконы. Наносила орнамент на внутреннюю сторону колец, на оружие, делала рамки для икон из дорогих металлов. Входила в эту работу, как в медитацию. Люди приносили ценные вещи из дорогих материалов - золота, платины. Были просто фамильные и антикварные вещи от коллекционеров в единственном экземпляре.

До смешного доходило. Расставалась супружеская пара. Когда делили имущество, ко мне пришел мужчина и заказал сделать много металлических пластинок с дарственными надписями на свое имя. Он их цеплял к тем вещам, которые не хотел отдавать жене: хотел создать для суда иллюзию, что эти вещи подарили когда-то именно ему.

Оформляла иконы для православного монастыря в Нижнем Новгороде по заказу известного бизнесмена, который им опекался. Иконы вышивали и писали монахини. Мне надо было их украсить. Над одной иконой могла работать неделю.

Этот период длился лет 5. Параллельно ездила с оперными антрепризными спектаклями за границу. Те люди, которые меня знали как певицу, не подозревали, что я еще и гравер.

Как так случилось, что эти две сферы не пересекались?

Моя деятельность певицы была сосредоточена за рубежом. Там наших певцов знают гораздо лучше, чем на родине. Нет пророка в нашем отечестве. Надо, чтобы штамп качества поставили за границей, и только потом тебя признают здесь. Зритель лучше пойдет слушать певца, после фамилии которого на афише написано в скобках - Италия, Австрия или Америка.

Автор: Сергей Старостенко
 

В Украине не воспитан спрос на свое?

Есть причины. В Украине нет поддержки искусства со стороны государства. Когда есть государственная культурная политика, ей подчинены СМИ. В России например, есть сильный канал "Культура". После распада Союза Москва приватизировали все культурные достижения, в том числе и в культуре.

У нас сейчас нет базы материальной. За рубежом классическое искусство - это большая индустрия, в которую вкладываются деньги. Стоит это искусство соответственно. Цены на концерты колеблются от 20 евро на балконе до полутора тысяч евро. Это немало и для самих европейцев. Но у них с детства воспитана потребность в классической музыке. На музыкальные мероприятия, где играют Моцарта. Бетховена, Вагнера, билеты люди покупают за год. На фестивале под открытым небом Арена де Верона в Вероне 15 тысяч посадочных мест.

За рубежом хватает концертных организаций. Развитый менеджмент. Там талантливому человеку гораздо легче реализоваться, чем дома. Шанс певце пройти любые прослушивания зависит только от ее таланта и умения. Хотя конкуренция большая.

Только когда меня пригласили на постоянную работу в Киеве, поняла, что надо сделать выбор - заграница или Украина.

Почему выбрали Украину?

У меня много друзей среди дипломатов высокого уровня. Их служба - нелегкий труд. Они не имели права выбирать, где им быть. Это самая большая сложность этой профессии. Увидела их сильную ностальгию по дому.

Для них лучшим подарком из дома был кусок сала и черного украинского круглого хлеба. Всегда просили привозить. Жены дипломатов, работавших в странах Африки, рассказывали мне, что там не было хлеба и муки. Жена посла перемалывала в муку макароны, чтобы делать из него хлеб.

Вижу, какую скрытую обиду на родину таят мои коллеги, которые достигли высот за рубежом. Им хочется, чтобы их признавали здесь. Хотя бы чтобы знали. Там успех, а домой даже не приглашают. Чувствуешь себя вычеркнутым из истории своего государства. Наша известная певица Мария Гулегина давно за рубежом поет на первых оперных сценах мира. За это время ее ни разу не пригласили выступить в Киеве. Она очень обижена. А она на несколько голов выше распиаренной русской оперной певицы Анну Нетребко. Она идол в России. А у нас таких идолов, если бы мы их так же замечали, были бы десятки.

Анатолия Кочергу, солиста итальянской оперы, сюда никто не приглашал. Пригласили только сейчас, когда он уже не в расцвете сил. .

В Украине артисту часто включают тормоза. А время работает против певца, особенно против певицы. Сцена любит красивых и молодых. В золотые годы расцвета, когда ты уже имеешь опыт и еще имеешь красоту, хочется много сделать. Но я всегда хотела реализовать себя в Украине.

Каких культурных проектов не хватает нашей стране?

Некоммерческого интеллектуального продукта. В Украине оперный жанр занимает узкую нишу.

За рубежом из классического концерта умеют делать шоу. Режиссеры переносят место действия в наши дни, вносят элементы шоу, авангардные конструкции. В Соединенных Штатах все находки Голливуда воплощены в спектаклях Метрополитен-опера. В Украине не хватает подобных проектов. У нас есть много чисто классических программ, но широкий слушатель к ним не приучен.

Наши СМИ руководствуются форматом-неформатом. Телеканалы думают о рейтингах и о том, будет или нет это смотреть массовый зритель. У нас еще не привыкли, что классика может быть массовой. Поэтому со зрителем заигрыают откровенно развлекательными проектами.

Автор: Сергей Старостенко
 

Почему у нас прервалась традиция популярности классического искусства?

В советские времена классическая музыка была обязательной частью всех правительственных концертов, которые транслировались по телевидению. Руководители государства лично посещали театры. В музыкальную школу дети поступали на конкурсной основе, потому что было много желающих. Были традиции.

Так что в советское время многие известные музыканты были невыездными за границей, поэтому ездили в дальние уголки в пределах государства, без инфраструктуры, без концертных залов. Инструмент ставили на улице и маэстро играл. Благодаря этому искусство мирового уровня узнавали крестьяне из глубинки.

Многие артисты эмигрировали в тяжелые 1990-ые, потому что не было здесь работы. Кто переквалифицировался, кто фарцевал и торговал на базаре.

Сейчас молодежь другая благодаря телевидению и интернету. С одной стороны - много информации. С другой - традиция утрачена. Поэтому сейчас зрителя нужно воспитывать и завоевывать заново.

Что может заинтересовать зрителя?

Чтобы классическая музыка привлекла широкого зрителя, из нее нужно сделать шоу: сцена, декорации, подача. Так у меня возникла идея создать собственный проект. Название "Леди Опера" сначала пугало зрителя. Ведь опера. Но надо привлекать все возможности техники и сценографии, чтобы сделать этот проект зрелищным.

Где находите меценатов?

Помогают бизнесмены и политики. С другой стороны, иногда я от бизнесменов слышу : вкладывать деньги в культуру в Украине - абсолютно неблагодарное дело, не стоит здесь метать бисер. Такая позиция меня возмущает.

У нас в искусстве мало кто что-то изобретает. Все шоу, которые идут в телеэфирах, скопированные с зарубежных. Они сначала создаются в Америке, перекочевывают в Европу, а потом к нам. Там скопировано все - от цвета освещения в форму кресел и дизайна студии. Мы просто пользуемся продуктом, который до нас придумали до мелочей другие режиссеры. А почему бы и нам не начать что-то свое? Это наш имидж, над которым надо работать и вкладывать в это деньги.

Вам приходится совмещать роли певицы, режиссера и продюсера.

Любое дело требует полного контроля. Я все составные части проекта делаю сама. Даже сама монтировала видео концертов с телеоператорамы. Смотрю, какую эмоцию лучше оставить в кадре.

Автор: Сергей Старостенко
 

В нынешнем мире женщина вынуждена брать на себя мужские роли.

Стереотип о том, что мужчина сильный, а женщина слабая, сейчас в обществе не действует. Душа пола не имеет. Реализация себя - это главное, что мы должны делать. И здесь пол не имеет значения.

Меня привлекают мужчины самодостаточные, которые внутренне сильнее меня и у которых можно чему-то учиться.

За рубежом женщины активнее емансипуются и они ошибочно полагают, что их деловитость и крутизна делает их привлекательными в глазах мужчины. Они ошибаются. Мужчины не любят соревноваться с женщинами. Поэтому так много браков наших женщин с иностранцами. Они ищут женственность.

Должен ли артист иметь гражданскую позицию?

У меня есть предложения выступать в России. Но я не сотрудничаю сейчас с россиянами.

Нынешняя ситуация для артистов тяжелая. Для многих талантливых артистов возникает дилемма: зарабатывать большие деньги в России, или оставаться верным Украине и не иметь здесь реализации.

Особенно если смотреть на нашу власть и бизнес, которые срослись с российским. Бизнес и большая прибыль объединяет людей сильнее, чем их разъединяет война. Власть настолько цинично себя ведет в вопросах принципов, что многие из артистов начинают думать: а каких тогда моральных принципов я должен придерживаться в себе?

Разочаровались почти все. Но артист должен еще заботиться о своем имени. Артисты - публичные люди. Их поступки на виду. Я не знаю, есть ли выход в других майданах. Я могу отвечать только за себя.

В этом году в январе меня пригласили выступить на Большом балу в Риме. Как оказалось, среди организаторов были и русские. Уже решались вопросы с отелем и моим графиком. За несколько дней до вылета в Рим мне сообщают, что есть один маленький нюанс: "Вас не могут объявить как украинскую певицу - будем вас представлять как российскую звезду". Организаторы с российской стороны якобы выступили против участия исполнительницы именно из Украины. Но поскольку хотели, чтобы я все же пела, то нашли такой, как им казалось, удобный вариант. Услышав это, я просто онемела. Сказала: "Тогда я отказываюсь лететь на бал. Для меня это возмутительно".

Вы имели дело с состоятельными людьми, которые опекались монастырями. В то же время в последнее время власть мозолит глаза тем, как она публично прикрывается иконами. Действительно ли много тех меценатов, за которыми не стоят интересы и избирательная кампания?

Конечно. На каких же тогда меценатах наше противостояние и война держалась бы? Со временем люди научились к войне привыкать. С ней учатся жить как с хронической болезнью.

Автор: Сергей Старостенко
 

Что может остановить войну?

Война будет продолжаться, пока она будет выгодной власти. Война исторически - это очень прибыльное дело. На ней наживаются. Государства воюют не за идеи, а за ресурсы.

Мне страшно, когда езжу по Украине, видеть, насколько тихо вымирают украинцы. С какой гигантской скоростью растут кладбища. Нам об этом никто не говорит. А сколько нас через несколько лет останется?

Как можно платить две гривны за воду, если ты зарабатываешь одну? Закрадывается подозрение, что это мегаполитика, чтобы уменьшить количество населения. Из Украины просто качают ресурсы и деньги, и украинцам не достается абсолютно ничего.

Я ездила в Крым за несколько дней до референдума. Половина самолета - были известные политики, которые пытались на этой теме заработать себе какие-то баллы для рейтинга. Наблюдала, как один известный политик не сходил с трапа - ждал, когда к нему подойдут журналисты. Дал интервью на камеры, засветился, и через пару часов вернулся уже в Киев. Вечером в тот же день в эфире у Савика Шустера бил себя в грудь и говорил, как он занимается ситуацией на полуострове и с кем там "встречался". Я собственными глазами видела, что некоторые политики не потрудились далеко отойти от аэропорта, а ждали самолета назад.

Очень трудно жить в то время, когда на твоих глазах твое государство разделяют, а родные люди становятся врагами.

Сейчас вы читаете новость «"Очень трудно жить в то время, когда на глазах твое государство разделяют, а родные люди становятся врагами" - Ольга Чубарева». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі