Кабинет доктора филологических наук Леси Ставицкой, 45 лет, расположен на седьмом этаже дома институтов НАН Украины на столичной ул. Грушевского, 4. Леся Алексеевна перебирает папки с бумагами, просматривает почту в Интернете.
— Завтра выезжаю в Варшаву на три месяца, — объясняет. — Получила там стипендию, буду писать книгу "Гендер: язык, сознание, коммуникация".
Почему решили составить словарь нецензурных слов украинского языка?
— Пять лет тому назад выдала словарь украинского жаргона. Но одни его почему-то восприняли как словарь мата. Другие же наоборот удивлялись: чего это язык наш такой целомудренный? Хотите не целомудренный — получите, решила тогда. В 2006-ом у меня была стипендия в Гарвардском университете. Писала книгу о языковом мире мужчин и женщин, а эта работа шла параллельно. Нашла тогда много подобных словарей с российской и английской нецензурной лексикой. Слово "фак" в английской спокойно существует в словарях, у нас же до сих пор трудно там представить слово из трех букв. За этим стоит социопсихологическое восприятие ненормативных слов в цивилизованных сообществах. Почему бы не использовать чужой и научный, и словарный опыт? Времени было много, условия комфортные.
Долго собирали материал?
— На "Украинский язык без табу" ушло четыре года. Например, "Большой словарь русского мата" Плуцера-сарно, по замыслу, должен быть 12-томним. Пока вышло два — названия мужского полового органа и женского. Так вот: на создание первого тома у автора ушло 10 лет. Он сам собирал этот материал в разных регионах России. Такой роскоши я не могла себе позволить, да и это не дело моей жизни. Информацию для словаря черпала из украинского срамного фольклора, записей Ивана Франко, Владимира Гнатюка, Федора Вовка, бурсацкого фольклора , диалектных словарей, а также из прозы современных писателей — Ирены Карпы, Оксаны Забужко, Сергея Жадана, Леся Подервянского и других. Прибавила и все, что слышала от людей в селе, от друзей, на улице. Вот как-то по телевидению выступала целительница Мария-Стефания. Что-то эмоционально рассказывает, и тут у нее вырывается: "Вот лежит, пятами сраку чешет" — о бездельничании, ничегонеделании.
Иногда вас упрекают, что "напихали" в украинский язык слишком много русского ругательства.
— Если говорить о мате, то эти слова имеют праславянское происхождение и есть во всех современных славянских языках. Надо различать нецензурные слова, которые употребляются как названия органов, действий, например, в эротическом фольклоре, — и те же слова, употребленные как ругательство. У россиян мат всегда был более публичным: ругаться при женщинах, детях там не считают грехом. Украинцы же в быту меньше пользовались собственно матом. Вместо этого у нас преобладает так называемая шит-культура ругательства (с английского "шит" — дерьмо. — "ГПУ"). То есть все, что связано с нижней частью тела, туалетом, а не секс-культура, как у соседей. Существует теория, что шит-культура преобладает у западноевропейских народов.
В вашем словаре есть исконно украинские высказывания?
— Повторяю: основные слова общие для всех славян. Нововведения начинаются на уровне образования производных слов, — Леся Алексеевна просит принесенный "ГПУ" словарь. Перелистывает страницы и показывает пальцем на слова "хуятый", "ебкатый". — Новации также есть во фразеологизмах, — показывает на выражения: "Я вже не можу так високо сцяти" та "Як у Давида: ні сраки, ні вида". — Так можно сказать и рифмовать только по-украински.
Как относитесь к людям, в языке которых большинство слов, — нецензурные?
— Большая ошибка отождествлять язык человека с его моральным лицом. Потому что человек может говорить льстивые слова, такие медовые и приятные, что можно в них утонуть. А потом такой нож вонзит в спину, что всю жизнь будете отходить. Можно так сделать комплимент человеку или даже признаваться в любви, что он обидится на всю жизнь. А можно выругать так, чтобы человек понял, что его любят. Все зависит от ситуации.
У целительницы Марии-Стефании вдруг вырывается: "Вот лежит, пятами сраку чешет"
У нас действительно, как идешь по улице, уши сворачиваются. Но мат имеет причины социальные, а не языковые или культурные. Он процветает прежде всего от сплошного недовольства и жизнью, и собой. Из-за нервозности, неуверенности, неустроенности, бедности, несбалансированность социальных структур и тому подобное. Все это и отражается на душе человека, менталитете народа. Следовательно появляется враждебность и агрессия в поведении и языке.
Нецензурный код активизируется и во время экстремальных ситуаций. Например, во время войны солдаты в действительности кричали не "За Семью!", "За Сталина!", а именно "эти" слова. В мирное же время употребляют их преимущественно в мужском обществе — на рыбалке и тому подобное. Публично употреблять ругательство себе могут позволить и люди, наделенные реальной властью, в частности, политической. Янукович спокойно может употребить "козлы", Путин — "мочит в сортире", а Юрий Луценко — "лучше быть геем, чем политическим пидарасом".
Есть разница между тем, как ругаются мужчины и женщины?
— До недавнего времени существовал стереотип, что женщина должна быть нежной, доброй и не употреблять "крутых" слов. Но мир изменился. Когда женщина взрывается, в ругательстве может превзойти любого мужчину. Но женское ругательство более изобретательное: для нее главное не что сказано, а как сказано.
А у мужчин слова-паразиты через каждое слово — отчасти от определенного языкового несовершенства. У них язык хуже развит, чем у женщин. Языковой центр у последних расположен в обоих полушариях мозга, а у мужчин — в одном. Словарь 3-летней девочки втрое больше, чем у мальчика ее ровесника. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Потому слова-паразиты мужчины часто употребляют, чтобы преодолеть языковую неловкость. Как связка: пока он это "бля" скажет, придет в голову следующее слово, — улыбается.
Сами употребляете неприличные слова?
— Как и каждый живой человек, эмоционально реагирую на мир, может и ругательство выскочить. Но грубыми словами никогда никого не обижала и не считаю себя здесь суперизобретательной. Считаю, что ругаться матом всегда неудобно и неловко. Но в то же время, когда человеческая агрессия выходит наружу, то лучше дать волю эмоциям. Недаром есть высказывание: "Писком хоть гавно ешь, только не бей".
Комментарии
3