55-летняя балерина Татьяна Таякина сначала отказалась от интервью.
— У меня все в прошлом, — ответила по телефону по-русски. Но впоследствии передумала. И вот мы в Киевском государственном хореографическом училище. Здесь бывшая прима-балерина Национальной оперы в настоящее время работает директором.
Вы такая худенькая. Соблюдаете диету? — спрашиваю госпожа Татьяну, пока мы идем в кабинет.
— Ежедневные нагрузки сохраняют форму. Да и не злоупотребляю сладким.
В ее кабинете везде цветы. На табуретке возле пианино — лейка с водой. Стол заставлен игрушечными мишками и собачками.
— Это подарки детей, — объясняет.
Таякина символизирует целую эпоху в украинском балете. Когда она выступала в аргентинском театре "Колон", примой там была легендарная Анна Павлова, второй — Майя Плисецкая. Татьяна Таякина была одной из немногих балерин, которых советская власть выпускала за границу.
— Я была успешной балериной, танцевавшей заглавные партии, — объясняет. — С делегацией посылали КГБиста. Они и не скрывали, кем являются. Они были культурными, красивыми людьми. Я не чувствовала, что за мной следят. Ходила по магазинам, в кино, театры.
Мы рассматриваем на стенах ее фото из спектаклей.
Мне никогда не портили платья, не прятали пуанты
— Я любила почти все роли, — говорит госпожа Татьяна. — Сначала соглашалась на все. Одилия-Одетта, Аврора, Мавка, Жизель... Позже как прима-балерина уже могла выбирать. Стала отказываться от того, что не подходило мне внешне. Например, мне не подходила Эгина в "Спартаке", Зарема в "Бахчисарайском фонтане", "Кармен-сюита".
Балерина оставила сцену в 38 лет.
— Я могла бы еще несколько лет танцевать, — признается. — Но получалось уже немного не так, как раньше.
Трудно было?
— Меня поддерживал муж. Дарил зеленые орхидеи и книги. Раньше, — добавляет, — я собирала книги о художниках. Первую купила в магазине "Мистецтво" за копейки. Сейчас у меня, наверное, тысяча таких книг. Потом Валера подарил стиральную машинку. До тех пор я стирала руками.
Вы жалели себя, уйдя со сцены?
— Я достигла всего, чего хотела. Проявлять жалость в балете — вредно. Однажды я три месяца готовилась к премьере "Баядерки". Об этом спектакле мечтала полжизни! На последней репетиции у меня соскочила коленная чашечка. Я шла по сцене и вдруг упала. На премьеру я пришла в гипсе и смотрела, как мою партию танцует другая. Я это выдержала.
Татьяна Таякина часто ездит в Японию.
— Там работал мой муж — Валерий Ковтун, в балетной студии "Очи интернешнл балет". Я приезжала к нему каждое лето. Останавливалась в апартаментах босса студии. А когда Валера умер от энцефалита... я... все равно езжу. Учу маленьких японцев классическому танцу.
Чем отличаются японские дети от украинских?
— Там не спрашивают: "Зачем? Кому это нужно?". Все выполняют молча. За рубежом нет государственных училищ. Поэтому японцы не избалованы. У них все занятия — платные, и проходят два-три раза в неделю. Кстати, — добавляет балерина, — этим и лучше наша школа: здесь занимаются ежедневно.
Помните себя в возрасте ваших учеников?
— Меня отдали в балет в 10 лет. Мама работала продавщицей в магазине подписных изданий. Папа был водителем. Ребенка не с кем было оставить, потому меня отдали во Дворец пионеров. Девушки ходили в красивых платьицах, в коридоре повторяли па. Я попросилась в балетный класс.
И как?
— Сперва занимались по два часа. А когда нагрузки были увеличены, думала, оставлю. Но у меня такой характер: должна доказать, что могу лучше. Танцевала даже ночью. А на вступительном экзамене в хореографическое училище маме сказали, что у меня торчат колени. Поэтому приняли условно, на полгода. Колени втянулись, и я осталась.
Хочешь поссорить семейную пару, поставь ее танцевать
У вас там были соперницы?
— Со мной учились народные артисты Людмила Сморгачева и Николай Прядченко. Мы не были друзьями. Но и врагами не были.
Никогда вам не делали пакостей?
— Мне никогда не портили платья, не прятали пуанты. Сплетничали — да. Но когда у тебя нет врагов, ты ничего в этой жизни не стоишь. Я знала, что мне завидуют. Это чувствуется — по взгляду, по разговору. Люди сдержанны, не говорят комплиментов. Зачастую с этими же людьми приходилос танцевать. Но представление закончилось — и разошлись в разные стороны. Я не дружила с артистами балета.
Но у вас есть друзья?
— Мой добрый друг — облицовщик фасадов. Мы знакомы более 20 лет. А лучшим другом был супруг. Валера был старше на шесть лет. Когда он начал работать в театре, я ходила на все представления. А затем и меня взяли. Нас поставили в дуэте. Говорят, хочешь поссорить семейную пару, поставь ее танцевать. Каждый начинает доказывать, что он главный. У нас все было не так.
Быстро поженились?
— Встречались два года. А затем я сказала: "Валера, пошли в загс". Переселились в его однокомнатную, потом — в пятикомнатную на Малоподвальной. И до сих пор там живем... после Валериной смерти... Некоторое время после его смерти я закрылась и никуда не выходила. Но со мной был сын Кирилл. Он привык, что мы с мужем — его опора. Когда Валера умер, опорой для Кирилла должна была стать я. Сейчас Кирилл женат, имеет двоих детей. Мы живем вместе.
Присматриваете за внуками?
— О, нет, — качает головой. — На это нет времени. Зато готовлю всем еду — варю борщ, жарю грибы, запекаю мясо. Готовлю тыквенную кашу: отдельно отвариваю тыкву и рис, а затем смешиваю со сгущенкой. Вкуснятина! А еще разрезаю яблоки пополам, вырезаю середку, кладу ложечку меда и запекаю — муж такое очень любил.
Мой лучший друг — облицовщик фасадов
Расскажите о Кирилле.
— Мы его насильственно привели в училище. "Балетные" родители не могут помочь ребенку в математике или физике — только в балете. А он все время носился с дворовыми котами, собаками и читал исторические книги. Но мы были заняты собой, и ребенок рос обделенным вниманием. Кирилл молча ходил в балетное училище, закончил на "отлично". Но если бы оценку ему ставила я, была бы "тройка".
Он не обижается на вас?
— Поздно обижаться. Он танцует в детском музыкальном театре. И преподает в училище дуэтный танец.
Я спрашиваю, не предлагали ли ей работу за рубежом.
— Не раз, — отвечает. — И если раньше я никуда не поехала, сейчас тем более поздно. Да и дом люблю. Лучшие выходные — дома, у телевизора со сканвордами.
И книгами, очевидно?
— О, да. Но не читаю ничего, связанного с балетом.
1969 — артистка балета Национальной оперы
1977 — лауреат Французской академии танцев имени Анны Павловой
1980 — народная артистка СССР
1982 — закончила ГИТИС
1989 — директор Киевского хореографического училища
2005 — на 61-ом году жизни умер муж, народный артист СССР Валерий Ковтун
Имеет сына Кирилла и двух внуков
Комментарии