Сразу за порогом столичного Пинчук Арт Центра оказываешься в узком проходе между сотнями ржавых металлических коробок. Они стоят друг на друге и образуют пространство, которое напоминает огромный архив. На каждой коробке есть номер. В таких могли быть личные вещи приговоренных к казни.
Дальше темный коридор ведет к тесной комнате. Посреди нее лежит куча старой почерневшей одежды. Это все, что оставалось от жертв массовых расстрелов в Бабьем Яру.
Выставку "Втрата. Спомин про Бабин Яр" об убитых нацистами в 1940-х киевских евреях создал французский художник 71-летний Кристиан Болтански.
— Я, как и Кристиан, — из семьи еврейских иммигрантов, — говорит посетительница выставки София Леви, 63 года. Приехала из Варшавы на встречу к 75-й годовщине расстрелов в Бабьем Яру. — Там погибла моя тетя, мамина сестра. У них перед казнью отбирали все документы и сжигали. Обнаженные трупы сбрасывали в ров, как скот.
В соседнем зале охранники просят посетителей: "Сделайте шаг назад и не касайтесь экспонатов". Здесь на деревянных столах разложены человеческие зубы и кости. К некоторым прикреплены серебряные полоски с выгравированными свидетельствами истязаний и убийств. Американская художница 65-летняя Дженни Хольцер посвятила эту инсталляцию жертвам войны в Югославии.
— Когда человек часто видит смерть, есть риск, что он привыкнет к жестокости, — говорит куратор выставки, бельгиец Бйорн Гельдхоф.
Его землячка, художница 52-летняя Берлинде де Брейкере привезла в Киев картины и скульптуры, которые изображают содранную кожу — то ли людей, то ли животных. Консультант художественного центра объясняет: две кучи кож, под которыми проступают контуры тел, символизируют массовые убийства.
— Мне трудно на это смотреть, — говорит София Леви. — Но тема военных преступлений очень важна.
Только за сентябрь 1941-го в Киеве нацисты расстреляли почти 34 тысячи евреев, говорят историки.
Выставка "Втрата. Спомин про Бабин Яр" будет длиться в Пинчук Арт Центре до 8 января 2017 года.
Комментарии