Ексклюзивы
четверг, 27 декабря 2012 07:00

"Мои заработки упали втрое"

Над центральной проходной Запорожского завода ферросплавов висит баннер "Желаем успехов в труде!". Ниже на дверях - листы с надписями "Завод остановлен", "Проходная закрыта". С 1 декабря все цеха предприятия прекратили работу. Руководство завода объясняет, что из-за завышенных цен на электроэнергию производство ферросплавов стало убыточным.

На входе нас встречает Сергей Зубов - заместитель председателя правления ЗЗФ по работе с персоналом. Он в сине-красной куртке и флисовой кофте с логотипом предприятия - так одеваются работники завода. Каждому выдают каску и проводят инструктаж по технике безопасности. За проходной -"вертушкой" - коридор с крепким охранником в камуфляжной форме. На территории - ни одного человека.

- Хочу обратить ваше внимание на пустые помещения завода, - говорит Зубов по дороге. - В конце ноября здесь работали почти две с половиной тысячи человек. Руководство решило людей не морозить - их отправили по домам "на простой". Сейчас они получают две трети чистого тарифа, без премий и других доплат. Оставшееся производство поддерживают 200 человек. 1400 работников мы были вынуждены уволить раньше - а у этих людей есть семьи и дети. По существу, наш город превращается в Степногорск (поселок в Запорожской области, который начал приходить в упадок после закрытия местного горно-обогатительного комбината. В тамошних домах отсутствуют отопление, газ, горячая вода. - "ГПУ"). В лучшем случае будем ходить за помощью по безработице. Но для таких выплат надо наполнять казну. Кто это будет делать, если предприятия вынуждены закрываться?

Через несколько минут подъезжаем к большому цеху, около которого стоит экскаватор. Рабочих в помещении нет. Под потолком - подвесные краны на 10 тонн. Пол в начале цеха недавно забетонирован.

- Планировали заменить все восемь печей на более современные, - рассказывает Сергей Балашов, заместитель председателя ЗЗФ по развитию. - Но инвестиции на 1300 тысяч не состоялись – из-за завышенных цен на электроэнергию производство стало нерентабельным. Хоть существует поручение президента и соответствующие постановления Кабмина: электричество нам должны продавать по экспортной цене. Однако за границу электричество экспортируют по 60 долларов за мегаватт-час, а нам продают по 93. Созданы все условия для того, чтобы заводы вымерли. Алюминиевый комбинат (в Запорожье. - "ГПУ") уже стоит, мы стоим. Кто следующий? И чем Украина будет гордиться - что "положили" металлургических гигантов?

- Даже имея рядом атомную станцию и "Днепрогэс", мы не можем решить этот вопрос, - добавляет технический директор предприятия Олег Беспалов, высокий мужчина с седыми усами. - Мы начали реконструкцию, которая позволит экономить электричество. Но судя по условиям, в которые нас поставили, в экономии никто не заинтересован. То есть, если мы потребляем меньше - то выпадаем из первого класса потребления электроэнергии. В прошлом году нас перевели на второй класс - и цена для нас выросла на 30 процентов. Это больше на 20 миллионов гривен ежемесячно.

В первом цехе размещена единственная печь, которая до сих пор работает. К ней ведет металлическая лестница, на ней сваркой сделана надпись "Работать надо головой!".

В зале цеха старые плакаты "Глаз положил на добро заводское? Преступление - вот что это такое!". Олег Беспалов проводит к печи, в которой полыхает пламя.

- Эта печь работает для обеспечения "экологической брони" - зимой прогревает шламовые воды. Если они замерзнут, возможно попадание в Днепр вредных веществ - фенола и тому подобное. Мы не имеем права отключать ее без слива всей системы водоохлаждения. Держать ее в режиме нагревания и не выпускать продуктов плавки нельзя - потому она производит силикомарганец, до 2 тысяч тонн в месяц. Печь работает в убыток, но мы не можем допустить экологической катастрофы.

- В нормальные времена в смене работали 168 человек. Сейчас - пятеро, - говорит мастер участка 32-летний Дмитрий Тарадай. Он работает на заводе 11 лет, пришел сразу после армии. - Все другие - без работы, сидят по домам "на простое". Я получал 5 тысяч гривен. Теперь имею 1700-1800. Заработки упали втрое.

Председатель правления предприятия 55-летний Павел Кравченко приглашает на разговор в зал заседаний. На стене висит лист: "Если меня не понимают, значит, я неправильно объясняю". Лазерной указкой водит по проекции таблиц с цифрами.

- Это - итоги невыполнения советом Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) поручения президента и постановлений Кабмина, - объясняет. - 27 ноября совет ОРЭ принял решение не вносить изменения по цене электричества. И уже 1 декабря мы были вынуждены остановиться. За 17 дней отчисления в Пенсионный фонд снизились почти вдвое - с 4 миллионов до 2,4. Сумма оплаты за электроэнергию упала с 78 миллионов до 10. Местный бюджет недополучил 600 тысяч. Ничего позитивного в этих результатах я не вижу. Сколько мы сможем держать людей на "простое" и не иметь при этом никаких доходов, мне сложно сказать.

Может ли установление непомерных цен на электроэнергию быть попыткой рейдеров прибрать предприятие к собственным рукам?

- Я допускаю это. Но если к борьбе двух частных лиц причастны государственные чиновники, президент и премьер-министр - это ужасная ситуация. Кто будет тогда вкладывать средства в Украину?

Сейчас вы читаете новость «"Мои заработки упали втрое"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть