Ексклюзивы
пятница, 07 ноября 2014 00:20

Крым и Донбасс вернутся, а Приднестровье попросится в Украину
2

Отменить закон об особом статусе отдельных районов Донбасса постановил Совет национальной безопасности и обороны 4 ноября. Президент Петр Порошенко собрал его через два дня после проведения сепаратистами незаконных выборов в органы власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

— Отмена закона не означает отход от Минских договоренностей, — заявил 49-летний Петр Порошенко на следующий день. — Киев будет готов принять новый закон, но при условии устойчивого прекращения огня, отведения войск от линии столкновения, четкой демаркации границы, освобождения всех заложников. В том числе и тех, которых незаконно удерживают на территории России. Избирательный фарс от 2 ноября должен быть отменен.

Кабинет Министров принял решение не финансировать территории, которые не контролирует украинская власть. Донетчине требуется 19,6 млрд грн дотаций на протяжении года, а Луганщине — 14,6 млрд.

— Пока территории будут контролировать самозванцы, правительство туда дотации давать не будет, — сказал премьер Арсений Яценюк, 40 лет. — Когда оттуда уберутся российские террористы, каждому человеку выплатим социальную льготу. Сейчас платить деньги означает, что они к людям не дойдут. Их украдут бандиты, и это будет прямая поддержка российского терроризма.

Закон об особом статусе отдельных районов Донбасса Порошенко протолкнул в Верховной Раде после подписания договоренностей в Минске 5 сентября. Представители Украины, России и самозванные лидеры ДНР и ЛНР при посредничестве ОБСЕ встретились там после вступления российских частей на территорию Украины и поражения наших войск под Иловайском. Минские договоренности предусматривали двустороннее прекращение огня. А выборы на контролируемой сепаратистами части региона должны были состояться 7 декабря по украинскому законодательству. Террористы нарушили это условие. Кроме того, с момента подписания перемирия постоянно обстреливали украинские позиции. Погибло около сотни наших военных.

Президент считает, что данный закон "помог остановить агрессию". Теперь же предлагает вернуться к "женевскому формату" урегулирования ситуации на Донбассе. Речь о переговорах в швейцарской Женеве, которые состоялись в апреле. В них приняли участие министры иностранных дел Украины и России, представители ЕС и США. Стороны договорились, что незаконные вооруженные формирования на Донбассе должны быть разоружены, захваченные админздания освобождены, а участники протестов амнистированы.

— Женевский протокол позволял создать международные правовые рамки для начала диалога с агрессором. Но потом была нелепость в Минске, — говорит политолог Михаил Минаков, 43 года. — С одной стороны, мы пытались выиграть время, чтобы укрепить армию и провести выборы в парламент. Но с другой Минские соглашения создали минимальные основания легитимности боевиков-сепаратистов. Теперь, проведя выборы, они эту легитимность пытаются усилить. Да, Европа и США их не признают. Однако Москва будет играться в создание на Донбассе режимов типа приднестровского.

Украина в этих обстоятельствах имеет три пути. Первый: начинать военную кампанию, вводить военное положение, провести широкую мобилизацию. Президенту нужно брать на себя ответственность, а парламенту — создавать условия для ведения войны и победы в ней. Но нужно понимать: союзников здесь у нас нет.

Второй — путь стратегического терпения. Он должен быть рассчитан лет на 20, с радикальными реформами. Тогда Украина станет привлекательной в политическом, культурном и экономическом смыслах. И Крым, и Донбасс, а возможно, и Приднестровье захотят к нам присоединиться.

Третий путь — не ведение войны. Он приведет к увеличению зон влияния сепаратистов.

Судя по заявлениям после последнего заседания РНБО, у президента нет решения, куда двигаться.

Выборы в так называемых ДНР и ЛНР изменили расстановку сил?

— Вряд ли. Еще с сентября там начались мероприятия по "государственному строительству". Сейчас на Донбассе усиливают дисциплину среди отрядов боевиков. Группы российских спецслужбистов выводят самых агрессивных и наименее управляемых за пределы больших городов. Начинают влиять на содержание образования, на экономическую жизнь, внедряя новые налоги.

Чего ожидать?

— Не вижу ясности. Лидеры демократических государств достаточно вялы и не готовы брать на себя ответственность за судьбу свободной части мира. Это подрывает и наши шансы. В Европе появляется усталость от Украины, что ведет к несправедливому отношению к нам. Санкции против России бьют и по экономике стран ЕС. Тамошние политики сетуют: "Украинцы не проводят реформы, олигархи продолжают контролировать власть". Поведение Порошенко тоже настораживает. Он, например, до сих пор не продал свои активы, как обещал. Поэтому у Запада есть основания разочароваться в нас. Только глупая и агрессивная политика России возвращает нам его симпатии. Мы должны провести хоть какие-то реформы.

У Порошенко могла быть другая стратегия относительно Донбасса?

— Нужно было действовать радикальнее: объявлять военное положение, проводить значительно более разумную кадровую политику, усилить армию. А удар сосредоточить на возобновлении контроля над границей. Но желание укрепить свою власть и получить большинство в парламенте подвело президента. Он ее так и не получил, а время упустил.

На Донбассе формируется Чечня

— Перемирие для Украины было необходимо. Украинская армия была не в состоянии противостоять агрессии. Если бы не было перемирия, российские танки уже были бы под Одессой, — пишет 5 ноября на своей странице в "Фейсбуке" российский военный журналист 37-летний Аркадий Бабченко. — Поэтому все просто: можешь побеждать — побеждай, не можешь — проси мира. И не важно, на каких условиях.

Предоставление особого статуса Донбассу ничего не означает. Его можно предоставлять, можно не предоставлять, можно до последнего говорить, что Донбасс — это Украина. Факт остается фактом: Киев эти территории не контролирует.

Гопники не понимают человеческого языка, какие-то договоренности. Гопники понимают только силу. Если они видят перед собой слабого — они нападают. Украина показывала свою слабость, как только могла. Вместо того, чтобы использовать перемирие для круглосуточного наращивания сил, Украина тратила время на внутриполитические дела. В результате противник решил, что может напасть без катастрофических для себя последствий. Концентрация российских и сепаратистских войск — это наступление на Мариуполь, Славянск, Дебальцево.

Никакого Приднестровья, Абхазии или Косово на Донбассе не будет. Там формируется Чечня образца 1998 года. Безвластие, бандитизм, похищение людей, заложники, убийства, теракты, обстрелы. Ясно, что долго терпеть такую ситуацию Украина не сможет, и решение здесь может быть только одно — военное.

Главная задача для Украины сейчас — это оборона. Не политика, не экономика, только оборона. Пока что в стране такого понимания, кажется, нет.

Агрессор силен, но время работает против него. Санкции и падение цены на нефть действуют. Через какое-то время агрессору уже будет не до Донецкого аэропорта и Дебальцевого. Основное задание Украины до того момента — не допустить новые катастрофы.

Сейчас вы читаете новость «Крым и Донбасс вернутся, а Приднестровье попросится в Украину». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть