Ексклюзивы
вторник, 24 мая 2016 06:00

"Если нас просили сделать первое, второе и третье, то мы делали еще и четвертое, пятое и шестое"

 

— В 1991 году эстонцы хотели кардинальных перемен, демократии, соблюдения прав человека и рыночной экономики. Предпочитали быть свободными людьми в свободном демократическом государстве. Но было и осознание, что для этого придется пройти сложный процесс реформ. Люди сказали: "Мы готовы есть картофельную шелуху, но хотим жить в демократическом государстве". Это была их воля. Политическая элита воплотила ее в жизнь, — говорит министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд, 53 года.

— Украинцы уже показали на Майдане, насколько желают более тесного сотрудничества и интеграции с Европой. Тогда они были под флагами ЕС. Теперь политические лидеры должны выполнять то, чего хочет народ. Парламент, глава правительства, президент, министры, государственный аппарат должны настроиться на эту волну и воплотить в жизнь все необходимые реформы. Да, это сложно, ведь идет война, ежедневно погибают люди. Но проведение реформ — крайне необходимое задание для Украины сейчас.

Как Эстонии удалось стать самой развитой постсоветской страной?

— Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, это наша историческая память и независимость, которую имели с 1918 по 1940 год.

Во-вторых, наши политические лидеры в начале 1990-х отстаивали крайне последовательную позицию относительно восстановления независимости Эстонии и курса на Европейский Союз и НАТО. Это была воля всей страны. Народ проявил ее во время так называемой Певчей революции (серия мирных протестов в балтийских республиках СССР в 1987—1991 годах за восстановление государственного суверенитета Эстонии, Латвии и Литвы. — ГПУ). Вступление в Евросоюз и НАТО на то время были главными национальными приоритетами. Нас никто туда не звал. Мы сами себя пригласили. Осуществили все необходимые шаги. Если нас просили сделать первое, второе и третье, то мы делали еще и четвертое, пятое и шестое. Если что-то нужно было выполнить до среды, то мы выполняли это еще до воскресенья.

Таким образом, важную роль сыграли три фактора — историческая память, постоянство в политике и проведение необходимых реформ.

Как Эстонии удалось сохранить национальную идентичность, невзирая на советское прошлое?

— Во-первых, благодаря нашей истории до 1940 года (14–16 июня 1940-го Советский Союз оккупировал Эстонию, Латвию и Литву согласно договоренностям 1939 года по Пакту Молотова-Риббентропа. — ГПУ). Кроме этого, в каждой семье были родственники, друзья или знакомые, которые оставили свои дома еще до Второй мировой войны. В 1980-х они стали больше общаться с теми, кто жил в Эстонии.

Важным было и то, что имели окошко на запад — в Финляндии. Мы имели возможность смотреть финские телепрограммы и новости со всего мира. Конечно, было советское телевидение, но и другая возможность — видеть открытый и свободный мир.

Реакция Запада на теперешнюю агрессивную политику России адекватна?

— По моему мнению, нужно выделить три аспекта, а именно — реакция на уровне Эстонии, НАТО и Евросоюза. В Эстонии мы видим агрессивную и провокационную внешнюю политику России уже не первый год. Это и нарушение воздушного пространства, полеты с выключенными транспондерами (устройства, которые используют в авиации, чтобы сделать самолет заметнее для радаров. — ГПУ) и тому подобное. На это нужно спокойно реагировать. Эстония сегодня принадлежит к странам НАТО, которые добровольно выполняют одно из главных обязательств Альянса — 2 процента от ВВП направлять на оборону (валовой внутренний продукт Эстонии в прошлом году составлял 20,5 млрд евро. — ГПУ). И мы готовы отвечать на провокации и на разные формы гибридных атак.

Второе измерение — это НАТО (военно-политический союз 28 стран Северной Америки и Европы. — ГПУ). Организация основана ради коллективной безопасности. Присутствие союзников для нас крайне важно. Как и для тех, кому стоит подумать, следует ли провоцировать НАТО. Реакцией Альянса мы довольны. Будущий саммит в Варшаве (состоится 8–9 июля. — ГПУ) воплотит в жизнь решения, очерченные в Уэльсе (в сентябре позапрошлого года, после оккупации Россией Крыма и начала агрессии на Донбассе, в городке Ньюпорт состоялся саммит НАТО. В декларации по его результатам шла речь о размещении в странах Балтии войск Альянса на ротационной основе. — ГПУ). Идет речь, например, о присутствии НАТО на восточных границах.

Что же касается Евросоюза, то его реакция была быстрой и адекватной. ЕС действует сейчас как единое целое. Мы видим 28 стран-членов с разной историей, культурой и отношениями с Россией. Но в вопросе непризнания оккупации Крыма, а также поддержки независимости и территориальной целостности Украины они едины. Не должно быть никаких разногласий и относительно санкций, поскольку мы не видим со стороны России выполнения Минских договоренностей. А это значит, санкции следует продлить.

Минские договоренности — это успех дипломатии или ловушка?

— Возможно, Минский формат не принес особого прогресса и его стоит пересмотреть. Но я верю в дипломатию. Нужно встречаться и слышать друг друга. Пытаться понять позицию другой стороны и то, почему там думают именно так. Относительно Минских соглашений, то под ними есть пять подписей (представителей ОБСЕ, Украины, России, а также самопровозглашенных ЛНР и ДНР. — ГПУ). Следовательно, все стороны должны их придерживаться.

Успеху стран Балтии на пути в Европу способствовала их солидарность. Это должны позаимствовать Украина, Грузия, Молдова?

— Эстония, Литва и Латвия в одиночку не так и много решают. Но вместе мы намного эффективее. Предложила бы обратить внимание на наш регион еще шире. А именно, три страны Балтии плюс пять Северной Европы — Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия и Исландия. Такой формат прекрасно работает.

Украина, Молдова и Грузия совместно могли бы эффективнее решать некоторые вопросы, например, относительно безвизового режима.

Бывший президент Эстонии Леннарт Мэри говорил, что ваша страна нужна Европе не меньше, чем Европа — Эстонии. Европе необходима Украина?

— Наша позиция такова: любое государство, которое желает стать членом или партнером Европейского Союза, обогащает его. И у Украины, и у Грузии, и у Молдовы должна быть перспектива более тесного сотрудничества с ЕС. Мы, со своей стороны, будем всегда поддерживать вас. Потому что для нас важно, что украинский народ сам избрал будущее. Украинцы четко высказались относительно своего выбора.

Представляла Эстонию в США и России

Марина Кальюранд — министр иностранных дел Эстонии с 2015 года, дипломат. Родилась 6 сентября 1962-го. Училась в университете города Тарту, Эстонской школе дипломатии, а также — в школе права и дипломатии им. Флетчера, США. Отец — русский, мать — латышка.

Была послом своей страны в США, Мексике, Канаде, Российской Федерации, Казахстане и Израиле. Больше трети граждан Эстонии хотели бы видеть Марину Кальюранд в будущем президентом страны, согласно социологическим опросам.

Внепартийная. Замужем. Дочери Кайсу — 29 лет, сыну Кристиану — 24. Владеет эстонским, английским и русским языками.

Сейчас вы читаете новость «"Если нас просили сделать первое, второе и третье, то мы делали еще и четвертое, пятое и шестое"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть