"Единственное требование к желающим получать образование у нас — знание и способности, — говорит 51-летний Сергей Саенко, директор первой городской гимназии, которую еще называют лингвистической. — Нас не интересует статус родителей, прописка. Здесь учатся талантливые дети не только из Черкасс, привозят и из сел района".
С начала второго полугодия и по 6 июня каждую субботу конкурсная комиссия проводит оценивание детей, желающих учиться в гимназии. Определяют математические, лингвистические способности, логическое мышление и уровень психологической готовности шестилетних детей.
— Конкурсный отбор проводится согласно нормативным требованиям Министерства образования. Во время конкурса обязательно присутствуют родители, — разъясняет директор. — Под результатами, количеством полученных баллов подписываются все члены комиссии.
В этом году в два первых класса гимназии пойдут 50 детей. Только в прошлую субботу родители привели на конкурс столько же желающих. Каждый получил документ с набранным количеством баллов.
В области действуют 30 специализированных школ и учебных заведений нового типа. Такими называют лицеи, гимназии и коллегиумы.
— Принципиальное отличие их от общеобразовательных школ в том, что сюда законодательно предусмотрено конкурсное поступление, — говорит директор первой гимназии Сергей Саенко. — Кроме того, из заведений нового типа могут отчисляться ученики за неуспеваемость.
Школы разного уровня создают условия для деления детей на "элитных" и "обычных". Сергей Саенко говорит, что речь скорее идет о распределении на "одаренных" и "обычных". Моральных противоречий здесь нет, таким является требование жизни.
— Талантливый ребенок в обычном классе не получит необходимых знаний, — заверяет он. — Ему нужны другие программы, требования.
В простой школе иногда тяжелее учиться, чем в заведении нового типа или в специализированной, убеждает Сергей Саенко. Обычные программы требуют достаточно глубокого изучения детьми всех предметов. В это же время в его школе дети больше учат то, к чему у них есть способности.
В гимназии 580 детей. Преподают здесь 11 языков. Дети учат по пять иностранных языков. Каждый пятый педагог гимназии параллельно преподает в вузе. Родители учеников ежемесячно сдают 100 грн в благотворительный фонд.
Черкасский коллегиум "Берегиня" является филиалом Киево-Могилянской академии. В учебном заведении с восьмого класса идет углубленное изучение математики или украинского языка и литературы.
— Самым главным критерием для принятия ребенка в первый класс является его здоровье — как физическое, так и психическое, — говорит заместитель директора коллегиума 58-летняя Валентина Москальчук. — Ежегодно мы набираем три класса первоклассников по 30 учеников. Большинство из них предварительно ходят к нам на курсы в "Школу будущего первоклассника".
В настоящий момент рождаемость упала, так берем всех подряд
Подготовительные курсы ввели в "Берегине" в прошлом году. Это не значит, что дети , не ходившие на курсы, не попадут в школу.
— В настоящий момент рождаемость упала, так берем всех подряд, — продолжает Москальчук. — Только есть ограничения для детей с тяжелыми болезнями.
При приеме в школу будущие ученики проходят собеседование с психологом.
— Внимание обращаем на развитие речи, воображения, фантазии, — рассказывает Валентина Михайловна. — Наши учителя даже просят родителей не учить детей писать. Этому уже в школе научат.
При переводе в "Берегиню" из других школ ученикам необходимо пройти собеседование оп украинскому, английскому языкам и математике. Дети-отличники переходят без собеседования.
— В настоящий момент у нас недобор учеников в пятый и девятый классы, — говорит Валентина Москальчук. — Поэтому если у кого-то есть желание перейти в "Берегиню" — добро пожаловать.
С июня в школах Умани начнутся собеседования для будущих первоклассников. Чаще всего родители отдают ребенка в ту школу, которая расположена ближе к дому.
В городе 14 школ. Все бесплатные. Самой престижной считается городская гимназия, школа N12 с углубленным изучением английского и учебно-воспитательный комплекс "Общеобразовательная школа N7 — коллегиум".
В гимназию берут всех. Нужно только написать заявление.
— Из других микрорайонов берем, если есть места. Можем набрать три класса по 30 человек. В прошлом году набрали 80, а в этом году уже есть 91 заявление, — говорит директор гимназии Николай Яременко, 68 лет.
В школе N12 уже больше 40 заявлений от родителей.
— Если будет еще несколько заявлений, сделаем два класса: специализированный и обычный. Конкурсный отбор состоит из нескольких этапов. Определяется уровень психологической зрелости, проверяем слуховую и зрительную память. Письменные упражнения позволяют определить, насколько рука ребенка хорошо развита и готова к письму. Дети, не прошедшие конкурсный отбор в специализированный класс, пойдут в обычный, — отмечает директор школы Надежда Кузьменко.
Стоит ли применять наказание к ученикам?
Виктор Золотоверхий, исполняющий обязанности управляющего делами Смилянского горсовета:
— За то, что родители не воспитывают ребенка, их следует наказывать. Нагрубил учителю, оскорбил другого ребенка, причинил вред — по карману родителей штрафами. И те обязательно будут уделять внимание воспитанию ребенка.
Зоя Корецкая, оператор компьютерного набора Камянской типографии:
— О наказании за плохие оценки трудно что-то говорить. А вот принудительная работа по уборке территории школы, мытью окон бездельникам пойдет на пользу.
Андрей Горай, учитель Черкасской школы N17:
— Я за общественно-полезную работу как метод наказания. Кроме того, она будет воспитывать в детях уважение к чужому труду. Штрафы за плохое поведение на богатых родителей не повлияют. А если нечем их платит, как быть?
Комментарии