Ексклюзивы
четверг, 05 апреля 2007 19:08

"С Щербицким познакомились на вечеринке"

Автор: фото: Роман ШАХРАЙ
  Валерий Поркуян заработал на Кубке мира-1966 1200 долларов. Еще 500 ему дал представитель фирмы ”Адидас”
Валерий Поркуян заработал на Кубке мира-1966 1200 долларов. Еще 500 ему дал представитель фирмы ”Адидас”

Валерий Поркуян в составе сборной СССР играл в полуфинале Кубка мира-1966 против немцев. Наши уступили — 1:2. Гол в ворота голкипера сборной Германии Ханса Тилковского забил мой собеседник. Однако своей игрой в том матче он недоволен. Считает, что мог сравнять счет. Об этом 62-летний Поркуян рассказывает в столовой на базе "Черноморца", где работает тренером, в Совиньйоне. Угощает чаем и пирожными, говорит на русском.

 

Правда ли, что на Мунди аль-1966 вы попали в последний момент?

— Да, меня и еще одного киевского динамовца, защитника Леонида Островского, "прицепили" к составу. "Динамо" проводило календарный матч чемпионата СССР в Баку. Там нас и застал вызов в Москву. Добирались туда через Киев. Потом — в Москву и Швецию, где команда готовилась к Мундиалю. Рекомендовал меня в сборную Гавриил Качалин, тренер, который выиграл чемпионат Европы-1960.

Как получилось, что запасной игрок сборной СССР стал основным?

— В двух матчах группового этапа против сборных Северной Кореи и Италии наши победили. Третий — с чили йца ми — турнирного значения не имел: мы обеспечили место в четвертьфинале. Морозов дал отдохнуть группе основных игроков. Забил чили йца м дважды, мы победили — 2:1. Четвертьфинал играем с венграми. Подошел ко мне Морозов. "Валерий, — говорит, — у венгров правый защитник играет как правый нападающий. Сможешь с ним справиться?" — "А зачем вы меня сюда взяли?" — спрашиваю. "Понял, — улыбнулся он. — Готовься к завтрашнему матчу". Мандража у меня не было абсолютно. Что мандражировать? Выходи и играй.

Могли ли победить немцев в полуфинале?

— Играли мы не хуже, чем команда Оверата, Зеелера и Беккенбауэра. Просто Сабо сломал ногу во время игры, а замены тогда не разрешали. Еще и Численко удалили. Уступали 0:2, за три минуты до окончания матча один мяч отыграл. В конце игры у меня был стопроцентный момент, но промахнулся, стараясь ударить головой. Был слишком уверен, что забью — уже видел мяч в сетке. Нужно было его опустить и бить вторым касанием. Стадион был разочарован, большинство зрителей болело за нас. Для меня турнир на этом закончился: в матче за третье место против Португалии не вышел. А бронзовую медаль за четвертое место для меня сделали в Киеве. Настоящей у меня нет. И не переживаю: главное — играл и забивал, а медаль та — до одного места.

Досталось за поражение от немцев?

— Были телеграммы от ветеранов войны. Требовали матча победы. Поражение восприняли как оскорбление.

Как вас премировали за четвертое место?

— 1200 долларов нам дали. Еще заработал от "Адидаса". Я тренировался тогда в бутсах этой фирмы. Подходит ко мне ее представитель и тычет 400 или 500 долларов, точно не помню. Я испугался, начал отказываться. Опытный Сабо говорит: бери, ты что? Маме шубу купил в Англии. Отцу — костюм. Себе шапку. Продавец узнал: "А, Поркуян". Сколько выложил — не помню.

Я пригрозил перейти в московский "Спартак"

На Кубке мира-1966 вы представляли киевское "Динамо". Как туда попали?

— Силой. Играл в "Черноморке" под руководством Юрия Войнова, меня все устраивало. Военный билет у меня уже был, так что призывать служить "Динамо" не могло. Но поступило указание от Центрального комитета партии. Начали пугать. Я в свою очередь отреагировал: пригрозил перейти в московский "Спартак". Но потом вызвал меня и Войнова первый секретарь одесского обкома партии Синицын. Из Киева депешу получил, говорит, нужно ехать — мы бессильны. В 1966-м переехал.

Легко адаптировались в Киеве?

— Без проблем. Сразу попал в основной состав, потому что нашел контакт с тренером Виктором Масловым. Простой мужик был, только на вид суровый.

Лобановского в "Динамо" тогда уже не было...

— Он за "Черноморец" выступал. Я дружил с Валерием, ходил к нему в гости. В Одессе Лобановский жил на улице Бебеля, напротив дома КГБ. Я же в Киеве получил квартиру после Кубка мира-1966. Мама ее обустраивала. Играл три года за "Динамо". Однако ушел, потому что потерял место в основе.

Почему не играли на Мундиале-1970?

— Сильные форварды были — Бышовец, Пузач, Хмельницкий. Но для меня тоже роль нашлась. После группового турнира мы и хозяева-мексиканцы набрали одинаковое количество очков. Разница мячей тоже одинаковая. Победителя группы, который никуда не выезжал и играл четвертьфинал в Мехико против уругвайцев, должен был определить жребий. "Неудачник лотереи" отправлялся в Толуку на встречу с тогдашними чемпионами Европы, итальянцами. Говорят, Поркуша — фартовый, пусть тянет.

Команда отправилась за город на шашлыки, а я и президент союзной федерации Валентин Гранаткин поехали в гостиницу "Хилтон". Добирались часа четыре. Стенли Роуз, тогдашний президент ФИ ФА, выходит навстречу: ми стер Поркуян, говорит, вам тянуть первым. Бумажки с номером "1" и "2" были в кубышке от шампанского. Их свернули и накрыли салфеткой. Я вытянул бумажку, развернул — и вижу единицу. В лес к партнерам доехали за полчаса.

Жаль, но четвертьфинал мы проиграли. За две минуты до конца дополнительного времени пропустили. Если бы ничья была, опять жребий тянул бы. Стоял и волновался ужасно.

Яшину забивали?

— Нет. В 1965-м он в Одессе от меня "мертвый" мяч потянул. А так с Яшиным на рыбалку ездили в Новогорске, на базе сборной. Он вставал в пять утра: "Валера, рыба ждет".

Вы дружили с Валерием — сыном Щербицкого, тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Украины.

— Познакомились на какой-то вечеринке. Там неспортивные люди собрались.

Поркуян продолжает рассказ неохотно. Говорит, что бывал и в квартире, и на даче Владимира Щербицкого в Новых Петровцах, общался с его женой.

— А о Валере говорить не буду, не для прессы это, — настаивает Поркуян. (Сын Щербицкого умер от употребления наркотиков. — " ГПУ".)

Провожает меня до входа на базу. Рядом идет полузащитник "Черноморца" Сергей Даниловский. Слышит, как говорю Поркуяну, что на базу к "Черноморцу" попасть легче, чем на динамо вскую.

— Так мы же ближе к народу, — замечает Даниловский.

1944, 4 октября — Валерий Поркуян родился в Кировограде
1962 — начал играть за местную "Звезду"
1965 — перешел в одесский "Черноморец", познакомился с Аллой
1966 — стал игроком киевского "Динамо", сыграл на Кубке мира
1971 — женился на Алле
1976 — начал тренерскую карьеру в симферопольской "Таврии"
с марта 2003 — помощник главного тренера "Черноморца"
Женат, имеет двух дочек.

Сейчас вы читаете новость «"С Щербицким познакомились на вечеринке"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть