Ексклюзивы
вторник, 30 января 2018 06:35

Тренеры должны давать комментарии телевизионщикам во время матча

- Простите, что испортил вам выходной, - говорит режиссер трансляций каналов "Футбол 1" / "Футбол 2" Дмитрий КОРОТЧЕНКО, 42 года. Встречаемся в воскресенье в 10:00 в редакции каналов.

Какие основные и второстепенные моменты, которые надо показать в трансляции?

- Прежде всего мы показываем игру. Зрителю должно быть понятно, что происходит на поле в любое время. Это самое главное. Если отвлекаемся от матча, то стараемся делать это в игровых паузах. Тогда демонстрируем большие планы и повторы. Важно в этот момент не пропустить какое-то действие. Самый большой провал - показывать повтор, когда на поле забивают мяч. Это серьезная ошибка, но часто происходит так, что ее не избежать. У меня, к счастью, такого не было.

Что нужно показать после забитого мяча?

- Эмоции. Люди смотрят футбол ради этого. Важно показать не только положительные эмоции тех, кто забил, но и реакцию тех, кто пропустил. На этом контрасте гораздо больше ощущений возникает у самого зрителя.

Первым показываем автора гола или передачи, если забить мяч было несложно. Надо смотреть по ситуации. Потом - эмоции тренера. Если ключевой игрок или капитан команды не играет, а сидит на трибуне, то надо "поймать" его реакцию.

Сколько у вас есть времени для принятия решений?

- Его нет. Это прямой эфир. Все происходит мгновенно. Ты видишь перед собой определенное количество картинок и сразу выбираешь.

На чемпионате Украины мы не работаем менее, чем в 9-10 камер. Лигу чемпионов и матчи сборной Украины снимаем на 18-22 камеры.

Есть маленький секрет. В основном я могу сказать, что будет и на каких камерах. Не нужно одновременно смотреть на 22 монитора. Чем больше камер, тем больше у режиссера выбор. Почему крупные спортивные события, такие как финал Лиги чемпионов или Кубка мира, снимают на 40 камер? Чтобы ввести узкую специализацию.

На больших матчах ставят две камеры, ведущие главных звезд команд. Одна из них сняла знаменитый удар Зидана головой в грудь Матерацци в финале Кубка мира-2006. Возможно, этот эпизод не зафиксировали бы, если бы не персона Зинедина. В тот момент мяч был на другой стороне поля, а все камеры работают по нему. Этот скандальный момент сняла так называемая "камера Зидана", которая следила только за французом.

Режиссер может спасти скучный матч?

- Обязан попытаться. Но это невозможно. В таких случаях мы стараемся развлечь зрителя и давать больше повторов. Ищем какие-то интересные вещи на трибунах, скамьях запасных или на поле. Стараемся больше монтировать, чтобы у зрителя возникала иллюзия динамики.

Если говорить об украинской премьер-лиге в плане зрелищности, то дно мы уже прошли. Оно было в прошлом сезоне. Я работал на нескольких откровенно скучных матчах. Называть команды не буду, но я до сих пор не люблю их. Один удар по воротам за игру - и все. Как здесь развлечь зрителя? Разве что показывать мультфильмы, пока футболисты ходят пешком.

В этом сезоне люди на стадионы больше ходить не начали, но сама игра стала интереснее и скучных матчей меньше. Я здесь имею в виду не качество игры. Мы понимаем, в каких реалиях живем. Хочется попросить, чтобы футболисты играли так, как они умеют. Но пусть они это делают с пристрастием и эмоциями. Пусть у них что-то не получается, но это не должен быть матч с фиксированным результатом и с людьми на поле, которым безразлично. Надо, чтобы команды играли искренне.

Мы сюда не привезем Месси или Роналду. И не нужно. Пусть молодые украинские футболисты ставят себе задачу вырасти и стать новым Шевченко, Ярмоленко или Коноплянкой.

Последняя телетрансляция, поразившая вас?

- Финал Лиги чемпионов-2013 в Лондоне. "Бавария" победила дортмундскую "Боруссию"-2: 1. Это была прекрасная трансляция с точки зрения монтажа и качества разбора ситуаций. Она передала полную гамму эмоций. Драматургию матча прекрасно отразили.

Уровень трансляций в Украине качественно изменился после матча квалификации Лиги Европы "Металлист" - "Эвертон", который прошел в Харькове в 2007 году. Это был сумасшедший толчок и обмен опытом с английскими коллегами. Мы тогда впервые увидели, как они работают изнутри. 50 процентов творческой бригады составляли англичане, остальные 50 - украинцы. Можно сказать, что мы учились у англичан.

Они умеют не только целостно показать матч так, что тебе все было понятно. Англичане могут заставить вас сопереживать, раскрыть драму отдельного человека, команды, болельщиков или даже целого города. А также - правильно распределять акценты и показывать нужные кадры в нужное время. Это большое искусство.

Три основные вещи, которым вы научились у англичан?

- Трансляцию проводит команда, а не один человек. Режиссер - это важная фигура. От него зависит принятие главных решений, но без команды ничего не получится. Все, как в футболе. Все в трансляционной группе важны. У каждого есть своя роль и каждый на своем месте принимает решения, которые в итоге влияют на то, что увидит зритель.

Оператор каждую секунду принимает решение, что и как ему снять. Это вообще ключевая позиция на всех событиях. Операторы повторов должны мгновенно оценить ситуацию и выбрать лучший ракурс из потока видео с разных камер.

Коммуникация должна быть эффективная и четкая, без лирических отступлений. У нас нет времени что-то долго объяснять. Все происходит по командам на уровне спецназа. Также должен быть порядок. Никто не болеет. Мы не смотрим матч, а работаем.

Что вы хотели бы добавить в футбольные трансляции?

- Больше камер, чтобы охватить больше участников и событий матча. Например, было бы интересно снять, как команды готовятся к игре в раздевалке. Футбол очень закрыт. В НХЛ снимают, как хоккеисты одевают экипировки. Время съемки в раздевалке лимитировано, но все равно это интересно. Трансляция из туннеля - это тоже попытка заглянуть за кулисы и шаг вперед в футболе. Я вообще за то, чтобы тренеры давали телевизионщикам комментарии даже во время матча. Это еще больше помогает раскрыть драматургию встречи.

Жозе Моуриньо называют тренером, который любит играть на камеры. Кто так делает в Украине?

- Вячеслав Грозный. Особенно, когда работал в ужгородской "Говерле". Он прекрасно понимает, что такое телевидение и когда его снимают. Обычно тренеры сразу реагируют на какие-то моменты в матче. Вячеслав Викторович не такой. Операторы рассказывали, что он ждет, пока камера вернется и начнет его снимать. Только тогда Грозный падает на колени и хватается за голову.

Что вы выберете - пойти на стадион или посмотреть матч по телевизору?

- Люблю ходить на стадион. Интересно наблюдать за отдельными игроками и движением команд без мяча. Когда не проводим трансляцию, то собираемся бригадой и идем на футбол.

Убил в себе болельщика

Дмитрий Коротченко родился 23 марта 1975 года в Сумах. По образованию инженер-механик. Учился в Сумском государственном университете.

- Задействован в трансляциях матчей с 2000-го. Был почти на всех позициях, кроме оператора, - говорит Коротченко. - Перестал болеть, когда начал работать на играх. Я убил в себе болельщика. Симпатии болельщика мешали работать. Нравится любая команда, которая пытается играть в интересный футбол. Идеальный матч для режиссера трансляций - это драма. Сначала плачут одни, а потом плачут те, кто радовался до того. Финал Лиги чемпионов-2005 "Милан" - "Ливерпуль" - это мечта любой бригады. Хобби - путешествия, велосипед, ролики, настольные игры. Любит снукер. Может смотреть его 24 ч. в сутки. Женат. Воспитывает двух сыновей.

Сейчас вы читаете новость «Тренеры должны давать комментарии телевизионщикам во время матча». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Погода