Ексклюзивы
пятница, 26 декабря 2008 15:14

Ученые доказали, что неосознанные решения - самые правильные

Нейробиологи Дэниэл Канеман (Daniel Kahneman) и Эймос Тверски (Amos Tversky) получили Нобелевскую премию 2002 года за исследования, наглядно доказавшие, что люди очень редко принимают рациональные решения. Такая точка зрения стала общепринятой, и справедливость ее не подвергалась сомнению - до сегодняшнего дня. В последнем выпуске журнала Neuron опубликована статья, авторы которой приходят к совершенно противоположному выводу: человек способен практически безошибочно выбирать верный вариант действий, но только в том случае, если решения принимаются неосознанно.

В попытке опровергнуть слова уважаемых коллег ученые сделали ставку на эксперименты. Схема первого из проведенных тестов довольно проста и убедительна: испытуемый садится перед экраном компьютера, по которому хаотически перемещается множество точек, но некоторое их количество движется равномерно и в одном направлении. Задача - указать, куда (вправо или влево) движется выделенная группа.

В процессе наблюдения за добровольцами исследователи установили примерный механизм выбора решения: испытуемые некоторое время накапливали необходимые данные, которые при достижении определенного "порога уверенности" реализовывались в четком и (в большинстве случаев) правильном ответе. Сами волонтеры, конечно же, не подозревали о том, насколько сложные вычисления проводит их подсознание: они просто в какой-то момент "догадывались", куда движутся точки. "Мы потратили годы на то, чтобы понять, как мозг использует вероятностный подход для принятия решения, - говорит Алекс Пуже (Alex Pouget), адъюнкт-профессор из Рочестерского университета (Англия). - Разумеется, результаты такого теста подтвердили правильность наших выкладок, но нужно было придумать способ зафиксировать активность самих нейронов".

Второе, усовершенствованное, испытание было проведено в лаборатории Майкла Шэдлена (Michael Shadlen), профессора физиологии и биофизики Вашингтонского университета. Здесь ученые специально регистрировали активность пары нейронов, которые возбуждаются, когда человек замечает объекты, перемещающиеся налево или направо. В ходе эксперимента выяснилось, что соответствующий направлению движения точек нейрон сначала посылает сигналы довольно редко, затем частота их увеличивается до некоторого значения, после чего происходит резкое повышение активности мозга, и испытуемый дает верный ответ.

Алекс Пуже замечает, что подобная система принятия решений очень эффективна, поскольку позволяет не терять время на сбор избыточной информации, если выбор не слишком значим, и одновременно настраивать для конкретной задачи свой порог уверенности. Следующей своей целью ученый называет как раз исследование механизма установки этого порога, сообщает Освiтнiй портал