Ексклюзивы
среда, 30 апреля 2008 13:30

Астрономы впервые увидели зарождение разрушительной струи частиц

Астрономам впервые удалось увидеть, как в окрестностях сверхмассивной черной дыры, расположенной в центре галактики, зарождается джет - разрушительная струя частиц, движущаяся с околосветовой скоростью. Об этом сообщается в статье в журнале Nature.

На сегодняшний момент только известно, что джеты возникают в аккреционном диске, ученые много раз наблюдали за ними, однако так до конца и не поняли, как они образуются.

По версиям многих ученых, при движении вещества от краев диска к его центру, при искривлении линий формируется так называемый тугой "узел", который затем выбрасывается в пространство с огромной скоростью. Нередко этот процесс сравнивают с эффектом сопла.

Теоретические модели предсказывали, что вещество в этой "ускоряющей" области с искривленными магнитными полями будет двигаться по спирали, а также излучение во всех диапазонах будет тем ярче, чем точнее его траектория направлена на Землю. Алан Маршер (Alan Marscher) из Бостонского университета (США) и его коллеги также рассчитали, что должна наблюдаться вспышка, возникающая при столкновении вещества джета со стационарной ударной волной.

Для проверки этих теорий группа Маршера изучала джет, выброшенный в 2005 году черной дырой BL Ящерицы, удаленной от Земли на 950 миллионов световых лет.

Радиотелескопы позволили точно определить положение сгустка вещества, выброшенного в виде джета, а телескопы - измерить параметры его излучения, сообщает Освiтнiй портал.

Сейчас вы читаете новость «Астрономы впервые увидели зарождение разрушительной струи частиц». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua