Стратегия ограничивать украинские удары по России - ошибочна, пишут на этой неделе мировые СМИ.
Также медиа анализируют, каким может быть путь замораживания войны от новоизбранного президента США Дональда Трампа и какова роль Европы в нем.
Gazeta.ua исследовала материалы в западных изданиях.
"Что не так в "эскалации" относительно ударов Украины по России?", CNN, США
За 1000 дней войны Путин не раз предупреждал западных союзников Киева об ужасных, потенциально ядерных последствиях "эскалации" войны.
Угрозы Путина стали еще более жесткими в этом месяце, когда президент Джо Байден дал Киеву разрешение запускать американское оружие большей дальности по целям в России. В ответ Путин обновил российскую ядерную доктрину и запустил по Украине новую баллистическую ракету, способную нести ядерный заряд. Сообщение восприняли как угрозу сторонникам Украины - не испытывайте нас.
Но после почти трех лет войны эти события приобрели привычный ритм. Каждый раз, когда Украина обращалась с просьбой, союзники агонизировали - удовлетворить ли ее? Опасались, что это приведет к эскалации и спровоцирует ответ РФ.
Каждый раз, когда Запад принимал просьбу Украины, наиболее катастрофические угрозы России не реализовывала. То, что было табу одной недели - на следующей становилось нормой. Нет оснований верить, что на этот раз будет иначе.
Кремль борется, чтобы заставить Запад смотреть на войну не с собственных позиций
Зато это пример успешной стратегии Кремля - заставить Запад смотреть на войну глазами России, путая попытки Украины противостоять российской агрессии как большую "эскалацию".
"Кремль борется, чтобы заставить Запад смотреть на войну не с собственных позиций, а в альтернативной реальности, порожденной Кремлем. Она позволяет РФ побеждать в реальном мире", - писал в марте Институт изучения войны (ISW).
Соавтор отчета Екатерина Степаненко рассказала, что стратегия заключается в возрождении советской концепции "рефлексивного контроля", по которой государство навязывало противнику ложный выбор, заставляя принимать решения против собственных интересов.
"Постоянные дебаты Запада и задержки с военной помощью - яркий пример успешной рефлексивной стратегии Кремля, которая заставила Запад к самосдерживанию, несмотря на регулярную эскалацию войны Россией", - говорит Степаненко.
Эту стратегию можно было увидеть в четверг, когда Россия провела масштабную атаку, нацеленную на энергосеть Украины. Хотя Путин сказал, что атака была "ответом" на решение администрации Байдена по оружию большей дальности - России не нужен был повод для таких ударов в прошлом.
Россия начала неспровоцированное вторжение в Украину и регулярно усиливала войну
Недавние изменения в политике западных союзников Украины, которые произошли после того, как Россия привлекла 11 тыс. солдат из КНДР - не является эскалацией, как это пытается показать Кремль, говорит Степаненко.
"Россия начала неспровоцированное вторжение в Украину и регулярно усиливала войну, чтобы сохранить инициативу на поле боя. Одобрение использования Украиной систем дальнего удара против России позволяет Украине выровнять возможности", - говорит она.
Администрация Байдена отправила ракеты ATACMS в Украину в начале года, но поставила строгие условия относительно того, как их можно использовать - могут стрелять по российским целям в оккупированной Украине, но не по России.
Бывший директор Центра НАТО по контролю над вооружениями Уильям Альберк говорит, что эта политика не имела смысла и принесла огромную пользу РФ.
Давая ATACMS, но позволяя бить ими только по Украине, "мы послали России месседж: "Переедьте на пару километров и вы в безопасности", - говорит Альберк.
Действия Украины остаются в рамках законов ведения войны
По сути, эта политика привела к "идее, что Россия может убить кого-угодно в Украине, но Украина не может убивать россиян, которые атакуют ее, если те в России. Это чушь", - говорит Альберк.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бизнес на смерти: реален ли крах РФ и когда именно
Действия Украины остаются в рамках законов ведения войны. Как заявил глава МИД Польши Радослав Сикорский, "жертва агрессии имеет право защищаться даже на территории агрессора".
Среди тревожных реакций на события прошлой недели легко забыть, что Украина давно запускает собственные дроны по целям в глубине России и стреляет из западного оружия по территории, которую Кремль считает своей. Решение стрелять западным оружием чуть большей дальности - различие в степени, а не в характере.
"Снова и снова мы доказываем, что когда пересекаете фальшивую красную линию РФ, ничего не происходит", - говорит Альберк.
"Как Трамп справится с войной в Украине?", The Economist, Великобритания
В январе Трамп вернется в Белый дом. Сможет ли он положить конец крупнейшей войне в Европе с 1945-го? Шансы против него.
"Это как Колумб, который пытается увидеть что-то за океаном, думая, что плывет в Индию", - говорит бывший вице-премьер и экс-глава украинского МИД Константин Грищенко.
Есть опасения, что Трамп будет продвигать плохую сделку ради ее внешнего вида, а не содержания.
Если приоритет Трампа любая сделка, то мог бы просто прекратить помощь Украине и настаивать, чтобы она приняла требования России. Некоторые из его окружения, например сын Дональд Трамп-младший, в восторге от идеи, что отец лишит Украину помощи.
"Мне безразлично, что произойдет с Украиной", - заявил в 2022-м Джей Ди Вэнс, избранный вице-президентом Трампа.
Если бы Америка пустила Украину на самотек, Путин мог бы диктовать условия
Если бы Америка пустила Украину на самотек, Путин мог бы диктовать условия. В июне он выдвинул требования: Киев должен вывести войска из четырех областей, аннексированных РФ, несмотря на то, что четверть этой территории в руках украинцев. И отказаться от планов вступления в НАТО.
Это требования напоказ. В ноябре российские чиновники сказали Reuters, что рассматривают возможность просто заморозить фронт с "пространством для переговоров по разделу" территории. Но ВСУ отступают, российская оборонная промышленность гудит, а войска КНДР присоединяются к россиянам. Поэтому Путин считает, что побеждает.
Хотя экономическое и социальное давление в России растет, Путин не спешит заканчивать войну. Он даже мог бы повторить некоторые унизительные требования, выдвинутые во время мирных переговоров 2022-го, включая жесткие ограничения на объем ВСУ (не более 85 тыс. человек), танков (не более 342) и ракет (максимальный радиус 40 км), потому что знает, что украинцы не примут этого, даже под давлением.
Трамп счел бы поражение Украины плохим для США и собственного имиджа
Однако обозреватели считают, что Трамп счел бы поражение Украины плохим для США и собственного имиджа.
"Трампа не будут считать слабаком. Он не пойдет на плохую сделку", - говорит Мэтью Крониг из Atlantic Council, который написал статью для The Economist с Майклом Волцом, которого Трамп выбрал советником по нацбезопасности.
Инсайдеры говорят, что Трамп боится, что неудача в Украине ударит по его имиджу, так же как хаотичный вывод войск США из Афганистана в 2021-м навредил президенту Джо Байдену.
Волц признает, что США понадобятся рычаги влияния, чтобы добиться лучших условий от Путина. Он предлагает Америке расширить экспорт газа, подавить продажи российской нефти, дать Украине больше оружия и ослабить ограничения на его использование, если Путин не сядет за стол переговоров.
Курт Волкер, который был спецпосланником в Украине во время первого срока Трампа, предполагает, что подход Трампа может заключаться в требовании к сторонам остановить войну без всяких условий.
Трамп считает, что когда речь идет о помощи Украине, европейцы должны нести большую долю расходов
Кит Келлог, генерал в отставке, которого Трамп назначил спецпосланником по России и Украине и Фред Флейтц, ветеран ЦРУ - предлагают, чтобы США после прекращения боевых действий "продолжили вооружать Украину, и убедились, что Россия не сможет продвигаться дальше и не атакует ее снова". Украину, по их предложению, не будут просить признать аннексию, а США и союзники отменят санкции и нормализуют отношения с РФ, только если Москва подпишет мирное соглашение, "приемлемое для Киева". Если бы Трамп взял эти предложения за основу, украинцы были бы в восторге.
Другой вопрос, какую роль будет играть Европа. Трамп считает, что когда речь идет о помощи Украине, европейцы должны нести большую долю расходов. Европейцы выделили 118 млрд евро на помощь Киеву, по сравнению с 85 млрд евро от США. Соотношение 60:40. Возможно, Трамп хочет сместить баланс до 80:20.
Усталость Европы от войны тоже преувеличена. В Германии, например, по недавнему опросу, 43% респондентов хотели бы увеличения помощи Киеву.
Проблема в том, что если соглашение заключат, западная политическая поддержка сохранения помощи может быстро исчезнуть. Россия тратит более 8% ВВП на оборону, поэтому может продолжать перевооружаться. Украина будет вынуждена демобилизоваться, чтобы возродить экономику. Это может соблазнить Путина попробовать еще раз через год или два.
Украина естественно хотела бы твердых гарантий безопасности. В идеале - членство в НАТО. Но Трамп презирает Альянс.
"НАТО - реликвия, которую следует отменить", - писал четыре года назад Пит Гегсет, избранный Трампом на пост министра обороны. И даже если бы Трамп согласился, то другие члены НАТО, такие как Венгрия, наложили бы вето на вступление Украины.
Некоторые из окружения Трампа предлагает Европе вместо этого сформировать коалицию тех, кто желает развернуть войска в Украине.
НАТО - реликвия, которую следует отменить
Однако европейские базы в Украине будут требовать более сложного материально-технического обеспечения и совершенной их обороны. Скажем, размещение пяти бригад может стоить 43,5 млрд евро, что равно затратам стран ЕС на сегодня на военную помощь Киеву. Маловероятно, что европейцы дадут войска без хотя бы частичного участия США.
Европейские правительства не продумали это детально, говорит человек, знакомый с вопросом. Но эта большая идея обсуждается на высоком уровне в европейских столицах. Страны Северной и Восточной Европы наиболее заинтересованы в ней. Западной и южной меньше.
Несмотря на то, что общественное мнение во многих странах Европы против отправки войск, если бы такое развертывание многонациональных сил ЕС произошло после остановки боевых действий, это могло бы им показаться более приемлемым.
Макрон обнародовал идею отправить французские войска в Украину. Великобритания также могла бы стать членом экспедиционного корпуса. Премьер Кир Стармер стремится восстановить связи с европейскими партнерами в сфере безопасности. Немецкие чиновники колеблются. Но лидер ХДС и вероятный следующий канцлер Фридрих Мерц более открыт к этой идее.
Но эти планы зависят от того, сохранит ли Трамп интерес к достижению соглашения. Эрик Чиарамелла из Фонда Карнеги, который работал в Белом доме при первой каденции Трампа, говорит, что изоляционистское крыло Республиканской партии на подъеме. Трамп может искать легкой сделки с помощью комбинации "пряника для России и кнута для Украины" - предложения снять санкции с России и угроз отрезать поставки оружия Киеву. Если Украина рухнет, Трамп во всем обвинит Байдена, говорит Чиарамелла.
Украинский коллапс не неизбежен, хотя российские успехи в ближайшие недели ускорятся.
Администрация Байдена все быстрее дает оружие в последние недели его пребывания на посту президента
В то же время администрация Байдена все быстрее дает оружие в последние недели его пребывания на посту президента, тратя последние средства, разрешенные Конгрессом. Она также смягчила правила, ограничивающие использование ракет против целей в РФ, и передает наземные мины, чтобы препятствовать продвижению россиян.
Поставки оружия будут продолжаться и в следующем году, если Трамп их не остановит. Высокие чиновники администрации Байдена утверждают, что украинские запасы снарядов, зенитных ракет и других боеприпасов лучше, чем были в течение длительного времени.
Скорее из надежды, чем из убеждения, союзники США выражают уверенность, что Трамп не сдаст Украину. Многие в Киеве приветствовали его избрание. Президент Зеленский предложил специальный доступ для американских компаний к украинским месторождениям редких полезных ископаемых в качестве вознаграждения, которое может понравиться Трампу.
Адмирал Роб Бауэр, председатель военного комитета НАТО, выступая на Международном форуме безопасности в канадском Галифаксе в конце ноября, заявил: "Не могу представить, что в интересах США, чтобы Путин вышел из любых возможных мирных переговоров как победитель".
Комментарии