В Пасхальный понедельник на львовских улицах мало прохожих. Во вратах каменного дома с полными ведрами воды караулят двое ребят. Один потирает змерзлые руки. На улице не больше десяти тепла, ветер.
— Девушек почти нет. Может, две-три шли — и то за маму прятались, — смеется. — В прошлом году солнечно было, так мы целыми ведрами на машины лили, где девушку увидели. Набегались — кто окно не закрыл, гонял за нами. Хорошо, что у нас двор на соседнюю улицу выходит, — кивает на ворота.
Львовяне традиционно поливаются водой в Светлый понедельник в Музее народной архитектуры и быта "Шевченковский гай". Там ежегодно под обед устраивают "Велику гаївку". 14-летний Павел Федоришин и 13-летний Яромир Певцов набирают в двухлитровые пластиковые бутылки воду из источника. Какой-то дедушка неосмотрительно отпускает свою внучку помыть руки. Школьники своего случая не теряют — щедро хлюпают на девочку из бутылок. Та закрывает лицо ладонями и визжит.
На Закарпатье Поливальный понедельник считают "мужским" днем.
— Сегодня ребятам можно поливать водой своих девушек — чтоб они здоровые в теле были. Не жалеем и ведра воды, когда девушка хороша. А завтра уже мы им позволяем поливаться, правда, только из чашек, — говорит 19-летний Ярослав Байса из села Андреевка Ужгородского района.
На Буковине Светлый понедельник называют " уливанкой". В этот день ребята ходят "купать девушек".
— Ватага идет к девушкам на выданье, — рассказывает этнограф Николай Рубанец, 36 лет. — Девушку выводили на двор. Она приклоняла голову, и каждый парень трижды лил ей на шею родниковую воду, говоря: "Христос воскрес!". После этого приглашала всех к столу и каждому давала по две писанки. Девушек вливали — "чтобы не страшнели", женщин — "чтоб избавились от болячек".
В Луцке десятки сторонников общественной организации "Свагор" после Пасхи обливаются водой на Театральной площади, говоря: "Чтобы очистила вода, как весна заменяет холод". Так отметили старославянское начало Нового года.
— Поливальный понедельник для Волыни остался в истории барской Польши, когда полесские районы стремились лишиться католического влияния Рима, — говорит 34-летний Андрей Гнатюк под стеной Троицкого собора. — Поэтому мы эту традицию не поддержали.
Комментарии