Ексклюзивы
пятница, 23 февраля 2018 20:23

Экономист объяснил закрытие ЕС приграничных проектов в Украине

Экономист объяснил закрытие ЕС приграничных проектов в Украине
Борис Кушнирук: вопрос заключается даже не в том, что кто-то украл деньги, которые выделили европейцы. Мы просто не смогли ими воспользоваться. Фото: ukrinform.ua

Прекращение финансирования проектов развития КПП на западной границе Украины со стороны ЕС четко показывает, насколько у нас плохое управление.

Об этом в комментарии для Gazeta.ua сказал экономист Борис Кушнирук.

Евросоюз официально сообщил, что прекращает финансирование проектов по развитию более 10 КПП на западной границе Украины, выделенные на них и не израсходованные деньги должны быть возмещены. Это около 27 млн. євро. Средства ЕС должны были пойти на переоборудование КПП Рава-Русская, Краковец, Шегини и Ягодин, глубокую реконструкцию КПП в Устилуге (все перечисленные - на границе с Польшей). Должны быть реконструированы четыре КПП на украинско-словацкой границе, два КПП на границе с Румынией и проведена реконструкция на границе с Венгрией для интеграции Украины в международную транспортную систему, в том числе на КПП в Лужанке.

- Подобные случаи встречаются и в Европе - и довольно часто. Об этом Европейский союз также сказал. Это общемировая тенденция. Открывается проект, предоставляется финансирование, но он не завершается из-за плохого управления на местах. Вопрос заключается даже не в том, что кто-то украл деньги, которые выделили европейцы. Мы просто не смогли ими воспользоваться.

Почему мы не использовали деньги, которые нам предоставили для этих проектов?

- Начались бюрократические процессы, которые просто заблокировали нормальное использование этих денег. Стоит понимать, что со стороны Евросоюза также существуют определенные требования, условия, по которым должны проводиться тендера. Это делают для того, чтобы деньги просто не разворовали. В некоторых городах начали модернизацию. К каким-то пунктам КПП так руки и не дошли. Должна соблюдаться определенная процедура. Она также имеет бюрократический характер, но если ее не выполнить, проект не будет дальше развиваться. На каком конкретно уровне эта процедура была приторможена, трудно сказать. Это может быть связано с тем, что чиновники не хотели брать на себя ответственность. Кто-то, возможно, хотел получить взятку по старой привычке. Не получив ее, всячески пытался притормозить процесс. Это довольно распространенная история для Украины, ничего нового здесь нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сделка на $1 млрд: американцы будут модернизировать украинские локомотивы

Премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что планирует договариваться с Евросоюзом об открытии новых проектов по финансированию пограничной инфраструктуры. Насколько реальна перспектива того, что проекты будут восстановлены?

- Вполне реально, что будут какие-то новые совместные проекты с Евросоюзом. Но не думаю, что они будут касаться снова пограничной службы. Это выглядело бы просто смешно. Будут просто другие, по которым все равно есть финансирование. Проблема в том, что те средства, которые нам выделяет Европейский Союз, мы не все используем. Та же история происходит и с Всемирным банком. С их стороны уже также звучали замечания.

Как прекращение финансирования может повлиять на дальнейшее сотрудничество с ЕС?

- Оно не будет прекращено. Мы должны перестать чувствовать себя аутсайдерами в этом плане. Это не сугубо украинская ситуация. Со странами-членами ЕС также возникают подобные проблемы довольно часто. У них это так же вопрос управленческого контроля. Но западные страны пытаются анализировать, почему так произошло. А мы просто забываем об этом и не хотим учиться на своих ошибках. Надо задавать вопросы и министру финансов, и премьер-министру, чтобы понять, кто контролировал реализацию проектов, когда проводились проверки исполнения. Общественность может и должна контролировать такие вещи. Потому что власть сейчас просто апеллирует к тому, что "ой, забыли". Сквозь такие проблемы в разрезе можем проследить все негативы нашей системы управления.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Бизнес-партнер Порошенко рассказал об обмане с российским газом

Не является ли это угрожающим сигналом о готовности Украины эффективно использовать европейскую помощь? Как мы на это реагировать? Как улучшить ситуацию?

- В Украине такие проблемы действительно случаются значительно чаще, чем в других странах. Всем понятно, что система управления в нашей стране далека от идеала, но не всегда те требования, которые ставит Европейский Союз, оправданы. Из своего опыта могу сказать, что USAID (независимое агентство федерального правительства США. Отвечает за невоенную помощь США другим странам. - Gazeta.ua.) когда начинает проводить тендера на освоение средств в Украине, это превращается в некоторых случаях в абсурд. Их требования часто просто невозможно выполнить и эта красивость на первый взгляд скрывает нулевую эффективность. Здесь есть еще вопрос доверия ко всем этим общественным процедурам. Если источник финансирования, в нашем случае ЕС, доверяет определенном чиновнику, процедура может быть упрощенной.

Улучшить нашу ситуацию в сфере управления одним или двумя законами невозможно. Это длительный общегосударственный процесс. Он начинается от управленческой дисциплины и заканчивается качеством реализации. Наши чиновники не являются бизнесменами. Когда последние делают какие-то проекты, они устанавливают четкие рамки для себя. Если это делают чиновники, то один из них принимает решения на высшем уровне просто взять деньги, даже не думая о требованиях. Оказывается, что те процедуры, которые мы должны выполнить, для нас невозможны. Это общая проблема не только украинского, но и западной бюрократии. Она нацелена не на результат, а на процесс.

Во времена независимости Украины получила технической помощи на десяток миллиардов долларов. Но на вопрос "как они использованы" ответа нет.

Министерство социальной политики обещало создать единый государственный реестр получателей социальной помощи. Мне лично тогдашний министр Павел Розенко в декабре 2014 сказал, что на это нужно 60 миллионов гривен. Потом стали говорить, что Всемирный банк на этот же проект должен выделить, ни много ни мало, 300 миллионов долларов. По 60 млн. они его сделают, а все остальное - в карман.

Для улучшения ситуации нам надо адекватно выбирать задачи и их исполнителей. Потому что у нас сейчас происходит как в советском фильме "Формула любви". Когда можно сделать что-то за три часа, за два дня, но если делать это две недели, то уже надо помощник. Для многих наших чиновников так же важен не результат, а процесс.

Сейчас вы читаете новость «Экономист объяснил закрытие ЕС приграничных проектов в Украине». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 79692
Голосование Поддерживаете введение биометрического контроля на границе с РФ?
  • Поддерживаю. Теперь нужно запретить украинцам ездить в Россию
  • Нет, ничего не даст кроме очередей на границе
  • Нужно вводить визовый режим
  • Лучше запретить россиянам въезд в Украину
  • Это ничего не даст. Преступники с РФ все равно будут находить способы попасть в Украину
  • Достаточно полностью прекратить транспортное сообщение с РФ
  • Сомнительное решение. Такой контроль еще больше провоцировать Россию. Возможно обострение на Востоке
Просмотреть