Ексклюзивы
среда, 20 января 2010 18:35

Свадебные платья невесты начали надевать в 1960-х

"Я свою свадебную рубашку два воскресенья вышивала, — рассказывает 85-летняя Мария Кучер из села Гордеевка Тростянецкого района на Винниччине. — Такие красивые у меня были полики (рукава от плеча до локтя. — "ГПУ"). Расшила их цветами. И на груди по цветку вышила. Юбка широкая на мне была, снизу подтычка с вышитой ляховкой (часть рубашки, которая выглядывала из-под юбки. — "ГПУ").

За односельчанина Олексу Мария Кучер выходила замуж во время немецкой оккупации — в ноябре 1941-го.

— Сверху у меня был жукет, на ногах хромовые сапоги, на шее — три нитки баламутов (бусы из белых камней. — "ГПУ"). Они у меня еще есть. Сколько людей хотели у меня их купить. А я говорю: где вы видели, чтобы я продала — у меня дети есть. Мне их дала моя мама, а ей — ее мама. А я внучкам каждой дам по ниточке баламутов.

Венок на голову делала сама — выкапывала из растопленного парафина.

— На ярмарке продавали венки, но девушки научились сами их делать. Брали парафиновую свечу, растапливали, нарезали ниток из катушек. Кончик нити обмакивали в парафин и ждали, пока застынет. Затем снова макали, и снова — получалась целая балабушка. Дальше брали второй кусок нити и точно так же макали. Как собиралось 10 штучек, скручивали проволокой. Это – середина цветка. Лепестки и листочки вырезали из бумаги, макали в парафин, застывали и стояли ровно. Венок был большой, шел по всей голове и завязывался под расплетенными косами. Я уже была замужем, а своей соседке еще делала венок. Одолжила ей и жукет, в котором сама выходила, тогда не было ни у кого ничего: война.

Под расплетенными волосами девушки привязывали к венку много цветных лент.

— Я как окончила школу в 1961 году, так помню, что соседка Надя еще выходила замуж в юбке и рубашке, — вспоминает 62-летняя Мария Степанишина, также из Гордеевки. — А где-то в 1965-м в магазинах появился штапель, криндишин, так свадебные платья шили из него. Шили простенько: короткие в сборочку -"татьянку" или в складочку. Появилась фата. Сразу была длинной, а потом до плеч.

В 1970-х в моду вошли гипюр и парча — свадебные платья шили из них.

— Я выходила замуж в 1974-м, но тогда нигде ничего не было, — вспоминает начальник винницкого городского РАЦС Галина Левицкая, 57 лет. — Едва нашла какое-то готовое платье. Белое, плотное, короткое, приталенное. Я его перешивала. Фату тоже не могла найти. Тогда купила три, и три венка. Сделала из этих венков один и фату в три яруса пустила — слепила, как хотела.

В 1980-х в моду вошли свадебные шляпы. Сзади к ним цепляли фату.

— Ой, насмотрелась я на таких невест, — смеется. — Шляпа должна подходить — к лицу, фигуре, наряду. Но у нас народ какой — если модно, так и годно. Однажды в такой шляпе пришла толстая, приземистая, да еще и невысокого роста невеста. У нее было большое декольте и эта шляпа с крыльями. Еще и фата прицеплена. Выглядела она во всем этом, как ступа.

Мою свадебную рубашку собака порвала

При Горбачеве в СССР появились заграничные свадебные платья.

— Начали привозить платья со шлейфами, — вспоминает Левицкая. — Они были расшиты бисером, а двухметровые шлейфы позади невесты несли дети. Но при наших дорогах, пыли, особенно когда идет дождь, шлейф был неудобным. Невесты не знали, как его держать, когда вкруг грязь: набрасывать на руку или придерживать пальцами.

Шлейфы не прижились.

— Мою свадебную рубашку собака порвала, — машет рукой Мария Кучер. — После свадьбы я постирала белье, повесила на веревку во дворе, а он схватил и порвал.




От Крещения до Масляной свадьбы справляли зажиточные

 

В посты — Великий, Петровский, Спасский и Филипповский — в церкви не венчали. Нельзя было даже спать с женой. Зачатым в пост детям священник, чтобы наказать темпераментных родителей, мог дать необычные для украинского уха имена — Мелхиседек, Лаодикий, Асклипиада или Фервуфа. Свадьбы справляли в промежутках между постами.

Самый длинный в году брачный сезон в Украине был осенью. Засылать сватов начинали от Рождества Богородицы, 21 сентября. "Пришла Пречистая — несет сватов нечистая", — говорили. Последний срок сватовства приходился на Дмитрия — 8 ноября. Поэтому над девушками, которые слишком перебирали женихами, посмеивались: "До Дмитрия девушка хитрая, а после Дмитрия хоть скамью ею три", "По Дмитрию и за старца, чтобы не остаться". Свадьбы справляли до Филипповки — Рождественского поста, который начинается 28 ноября.

Следующий брачный сезон шел за рождественско-новогодними праздниками — после Крещения, с 20 января. Заканчивался на Масленицу, перед Великим постом.

— Зимой свадьбы гуляли зажиточные, у кого еды и после Рождественских праздников было столько, что и на свадьбу хватало, — говорит 70-летняя Вера Литвин из села Красное Белоцерковского района на Киевщине. — А те что победнее, в основном, осенью старались пожениться.

После Великого поста все были заняты севом, да и заканчивались запасы продуктов, поэтому справлять свадьбы не было заведено. Точно также и летом — наступала горячая пора сбора урожая. К тому же период между окончанием Петровки (12 июля) и началом Успенского поста (14 августа) — слишком короткий, чтобы успеть с приготовлениями к свадьбе.

Елена ЧЕБАНЮК

Сейчас вы читаете новость «Свадебные платья невесты начали надевать в 1960-х». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть