Ольга Синтий, 23 года, записалась к логопеду, чтобы исправить картавый "р". После института девушка хотела работать на телевидении. Там нужно иметь хорошее произношение.
— Это было прошлой осенью. Я училась на четвертом курсе журфака Киевского международного университета, — рассказывает Ольга. — Занималась в телестудии уни вера. Делала сюжеты, которые выходили на УТ-1. Писала со словами, где было меньше всего "р". Коллеги хохотали: считали, сколько раз в сюжете есть буква "р". Звук на телевидении цифровой, потому любой дефект усиливается в десятки раз.
Ольгиной подруги мать работает логопедом в школе на Дорогожичах. Договорились, чтобы Людмила Михайловна позанималась с девушкой.
— Мы начали разрабатывать речевой аппарат: я вытягивала язык и губы, делала дыхательные упражнения, проговаривала скороговорки, — рассказывает Синтий.
Упражнения выглядели смешно — первые три занятия девушка смеялась над своим отражением в зеркале. Делать упражнения нужно было ежедневно, утром и вечером. А еще дважды в неделю ходить к логопеду.
— Чтобы "р" звучал твердо, Людмила Михайловна вставляла специальную палочку мне под корень языка. Я говорила " жжж — ррр". Через две недели звук начал вырисовываться, но еще не был чистым.
У логопеда Ольга занималась почти месяц. Больше не смогла: новая работа требовала времени. Говорит, если бы не это, теперь говорила бы совсем чисто:
— Логопед меня хвалила. Но мне не хватило времени. А еще больше — человека, который меня терпел бы: чтобы я медленно говорила, а он слушал и не смеялся. Успокоила меня мама. Говорит: я услышала Луценко в прямом эфире и поняла, доченька, что у тебя все хорошо.
Логопеды ставят звук за 10 занятий
Логопеды говорят: научить человека правильно произносить звуки можно и в 20, и в 30 лет. Главное — тренироваться.
— Взрослым ставлю звуки за десять занятий, — рассказывает Татьяна Ярош, 55 лет, учитель-логопед киевского дошкольного учебного заведения N611. — Взрослый человек сознательно подходит к проблеме. Дети этого не понимают, с ними нужно играть.
Чтобы исправить произношение, старшим нужно изменить восприятие звука, которое укоре нилось в голове.
— Например, 25 лет он произносил звук в нос, как французы, а тут его нужно правильно выговорить. Сначала это трудно. Ведь мы говорим автоматически, не задумываясь, куда ставить язык и как изгибать губы.
У Татьяны Васильевны был ученик — учился на первом курсе консерватории на оперного певца. Он не мог твердо произносить "р".
— Этот парнишка, когда поступал, так подобрал программу, что этого речевого дефекта не заметили. У парня хороший голос. А на зимней сессии преподаватели его раскусили и посоветовали искать логопеда. За десять занятий мы все исправили.
Комментарии
1