Ексклюзивы
суббота, 06 июня 2020 18:25

"Тетрис": "с экрана на тебя смотрят твои мерзкие ошибки, и ты все время хочешь их исправить"
7

"У 6 июня 1984 года вышла первая компьютерная версия игры "Тетрис", головоломки, которая стала одной из самых популярных игр. Ее автором является советский программист Алексей Пажитнов. Десять лет не получал прибыли с продаж собственной игры.
  Алексей Пажитнов является автором самой популярной игрі "Тетрис".
Алексей Пажитнов является автором самой популярной игрі "Тетрис".
"У"Тетриса" есть ряд конкретных преимуществ. Первое — абстрактное содержание. Обычно в играх есть какой-то конкретный персонаж, кто-то его любит, кто-то нет. Абстракция же — она для всех. Дальше: "Тетрис" не имеет деструктивного характера. Большинство игр — все-таки какие-то стрелялки. В "Тетрисе" твои достижения становятся абстрактной цифрой, а с экрана на тебя смотрят твои мерзкие ошибки, и ты все время хочешь их исправить. Многие говорили, что в этом часть тетрисной магии. И еще он очень привлекателен для женской аудитории. Хотя в нем нет ничего такого специфически женского. Но обычно в любую игру играет 90% мальчиков и 10% девочек. В "Тетрис" всегда играли 50% на 50%", - рассказывает Пажитнов.

Алексей Пажитнов работал компьютерным инженером в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он изучал искусственный интеллект и распознавание компьютером человеческой речи. Иногда Пажитнов экспериментировал с созданием головоломок, которыми увлекался еще с детства.

"Одна из моих любимых игрушек - настольная головоломка, называлась "Пентамино," - говорит программист. – "Это коробочка 5 на 12 сантиметров. В ней расположены кусочки, состоящие из пяти квадратов. Из них можно складывать всякие фигурки. Головоломка наступает, когда вам это надоедает, и надо кусочки сложить назад".

  Игра «Пентамино»
Игра «Пентамино»

Программист начал экспериментировать, решив создать ее компьютерную версию, но остановился на более простом варианте, где элементы были сложены из четырех квадратов. Такие фигурки он назвал "тетрамино", от греческого "тетра" — "четыре". Пажитнов добавил к этому слову название своего любимого вида спорта, тенниса, и получил "Тетрис".

  Первая версия «Тетриса» на компьютере «Электроника-60»
Первая версия «Тетриса» на компьютере «Электроника-60»

Первый "Тетрис" был написан для советского микрокомпьютера "Электроника-60", на котором Пажитнов работал в Вычислительном центре. Поэтому элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками. Ни цвета, ни музыки тоже не было. Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги.

Первые копии "Тетриса" были бесплатными, их раздавали на дискетах сотрудникам центра. Вскоре игра, благодаря сотрудникам венгерского института кибернетики, приехавшим в СССР, проникла и за границу. А в Венгрии ее увидел британский предприниматель Роберт Стейн, владелец собственной игровой студии Andromeda. Он сразу заинтересовался игрой и захотел купить лицензию на "Тетрис", однако нужно было вести переговоры с СССР. А начать продажи Стейн хотел как можно скорее.

  Цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов.
Цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов.

"Но сделки могли заключать только внешнеторговые объединения", - говорит Пажитнов. - "Получив от него добро, я на своем ломаном английском ответил в позитивном смысле: нам интересно ваше предложение, давайте приступим к переговорам. И пошел искать. Лицензинторг отказал. Какой-то еще там внешторг тоже отказал. Элорг (Электроноргтехника — государственная компания СССР, которая импортировала и экспортировала компьютерное оборудование или программное обеспечение. Создана в 1971 году), как ни странно, согласился."

Стейн понял ответ Пажитнова как согласие, и предложил "Тетрис" английской фирме Mirrorsoft и американской Spectrum Holobyte. В итоге, не имея еще контракта от Пажитнова, Стейн продал права на "Тетрис" Mirrorsoft'у за 3000 фунтов стерлингов и процент от продаж.

В США "Тетрис" рекламировали как первую игру из-за "железного занавеса". Ее упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву "с" стилизовали под серп и молот. Еще в "Тетрис" добавили музыку — мелодию песни "Коробейники".

  Реклама «Тетриса» в одной из американских газет
Реклама «Тетриса» в одной из американских газет

Американцы давили на Стейна, чтобы поскорее выпустить игру. Тому пришлось лично приехать в Москву и согласиться в итоге на значительно менее выгодные для себя условия.

Пока тянулись переговоры Стейна с "Элоргом", "тетрисомания" перекинулась на Японию. Там было продано 2 млн экземпляров головоломки. В Японии Mirrorsoft и Spectrum Holobyte продали версию игры для ПК, а также для приставок владельцу компании Blue Planet Software Хенку Роджерсу. В это время Nintendo готовилась представить на рынке свою последнюю разработку — Game Boy, и ей нужна была игра, которая будет продаваться. Президент Nintendo лично попросил Роджерса получить права на переносные игровые системы, пообещав позже купить их у него.

  Игровая консоль Nintendo Game Boy
Игровая консоль Nintendo Game Boy

Хэнк Роджерс приезжает в Москву, где лично встретился с Алексеем Пажитновым. Удивлению последнего нет предела - оказывается, его игра уже давно гуляет по миру миллионами копий, а он сам не получает практически ни копейки с ее продаж. В итоге были судебные разбирательства, которые Mirrorsoft умудрилась довести едва ли не до правительственного уровня, но кончилось все победой Nintendo.

Японские партнеры во время переговоров с советской стороной пытались уточнить детали выплат автору игры, но в "Элорге" отрезали: Пажитнов создавал ее в рабочее время, а значит, вся прибыль должна идти государству.

Программист передал ей права в 1985 году на десять лет, и весь этот срок не получал прибыли с продаж собственной игры, тогда как советское правительство заработало несколько миллионов долларов на сделке с Nintendo.

  Алексей Пажитнов (второй слева) и Хенк Роджерс (второй справа) с партнерами из Tetris Company
Алексей Пажитнов (второй слева) и Хенк Роджерс (второй справа) с партнерами из Tetris Company

После распада СССР предприятие "Элорг" стало частным. Роджерс пригласил Пажитнова в Токио, они стали партнерами и в 1995 году основали Tetris Company. Только в 1996 году, когда права на "Тетрис" перестали принадлежать "Элоргу", Пажитнов начал получать доход с продаж.

Tetris Company вела переговоры о полной передаче прав и добилась этого в 2005 году. Специально для управления лицензиями на головоломку Роджерс и Пажитнов в этом же году создали Tetris Holding Company. Сейчас все права на игру принадлежат именно ей.

"Сейчас просто живу дома у себя в Сиэтле", - признается Пажитнов. – "Я тут уже 30 лет. У меня есть группа моих старых партнеров, мы изредка, раз в полгода, выкатываем игры в AppStore. А так, в общем-то, я ничем особо не занимаюсь".

После того как "Тетрис" запретили на всех компьютерах компании Mirrorsoft, один из сотрудников писал: "Не так много игр захватывают настолько, что играешь в них даже во сне, и "Тетрис" — одна из них, по крайней мере для меня. Всю ночь мне снились фигурки из игры, я не выспался и решил не играть в эту игру хотя бы двое суток. Более высокую оценку я дать не могу".

"Если вы хотите продать Game Boy маленьким мальчикам, запакуйте туда Mario. Но запакуйте туда "Тетрис", и вы продадите GameBoy всем".

Сейчас вы читаете новость «"Тетрис": "с экрана на тебя смотрят твои мерзкие ошибки, и ты все время хочешь их исправить"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть