Ексклюзивы
четверг, 27 февраля 2020 16:49

"Украинская культура нуждается в качественном продвижении" - Галицкое музыкальное общество возобновило деятельность

После 80-летнего перерыва возобновило деятельность Галицкое музыкальное общество.

Это уникальная организация, существовавшая во Львове с 1838-го по 1939 год, - рассказывает его директор Тарас Демко. — Привозили известных в Европе артистов того времени, организовывали самые производительные музыкальные коллаборации, дали начало существованию во Львове фундаментальных музыкальных институтов и создали музыкальную инфраструктуру региона.

Прототипом ГМО было Венское музыкальное общество. Подобные были распространены в странах Скандинавии, Германии, Польши. Это была обычная практика - создавать такие учреждения и фасилитировать музыкальную жизнь региона. Некоторые общества действуют до сих пор, некоторые трансформировались. Часть превратилась в филармонические общества, затем в оркестры и мощные концерт-холлы Европы.

Автор: gazeta.ua
  "Культура должна быть откровенной, должна шокировать, должна стимулировать к размышлениям, развитию и рефлексиям. Нам надо спешить. Потому что мы теряем время зря".
"Культура должна быть откровенной, должна шокировать, должна стимулировать к размышлениям, развитию и рефлексиям. Нам надо спешить. Потому что мы теряем время зря".

Почему Галицкое общество прекратило свою деятельность 80 лет назад?

Ликвидировала его советская власть официальным документом от 19 декабря 1939-го. Коммунисты не могли признать и легитимизировать автономный культурный процесс в Галичине, который был не только международным, но и прогрессивным и профессиональным. После себя общество оставило музыкальную инфраструктуру, которой пользовалась новая власть. На базе общества Львов получил два культурных института - консерваторию и филармонию. Нынешнее здание филармонии было, кстати, усадьбой общества. Улица называлась - Хорунщизны. Сейчас - Петра Чайковского. Здание построили за членские взносы ГМО. Дофинансировали строительство меценаты и правление города. Усадьбу частично сдавали в аренду и таким образом пополняли свой бюджет. Бывало, что арендаторы не платили, общество подавало в суд. Это создавало дополнительный резонанс вокруг и нередко способствовало популярности общества. В СССР строили шаблонную систему развития культуры. В каждом областном центре создавались филармонии, привязывались к конкретной здания. В других странах Европы понятие филармоний никогда не ассоциировалось с недвижимостью. Только с персоналиями и музыкантами, с обществами, которые давали начало оркестрам.

Если бы в Галичину не пришла советская власть, продвижение классической музыки здесь и по всей Украине было бы значительно более заметным до нашего времени.

Кто и почему инициировал восстановления ГМО?

Мы вместе с моим коллегой Иваном Остаповичем и доктором искусствоведения из польского Ряшова и Львовской консерватории Тересой Мазепой. Также она работает в местном Институте музыки и является членом Ряшевского музыкального общества. Тереса - дочь Лешика Мазепы, авторитетного львовского музыковеда и композитора, исследователя европейских музыкальных обществ. Ученик Адама Солтыса, последнего директора Галицкого музыкального общества. Он сохранил большинство документов организации, а затем передал Тересе.

Сама идея возобновления работы Галицкого музыкального общества как официально зарегистрированной организации появилась у нас после знакомства с Тересой, которая профессионально исследует подобные общества в Галичине. Именно она пригласила нас с Иваном принять участие в международной научной конференции, посвященной анимации культуры, в Ряшове. На конференции мы с Иваном Остаповичем выступили с докладом о нашей деятельности как независимых культурных менеджеров и руководителей Львовского органного зала. Доклад вызвал большую заинтересованность, в частности нам неоднократно на конференции проводили параллель с нашей деятельностью и деятельностью Галицкого музыкального общества.

Для такой амбициозной цели у нас было все - люди, репутация, связи, большое желание работать и интересный пласт истории. В частности - амбиции на инновационность, не лишенные вкуса. Организацию пришлось регистрировать заново, ведь старая была основана в Австро-Венгерской империи. За основу мы взяли исторические уставы, однако разработали новый этический кодекс ГМО.

Если бы в Галичину не пришла советская власть, продвижение классической музыки здесь и по всей Украине было бы значительно более заметным до нашего времени

Каковы основные положения из деятельности ГМО вы сохранили?

ГМО всегда было интернациональным. Такую модель деятельности переняли мы. В том числе три основных принципа: просвещение, толерантность и новаторство. В своем манифесте мы прописали кодекс участников. Это тактичность, вежливость, уважение к членам общества, отсутствие проявлений неуважения к человеку и нулевая терпимость к дискриминации. А еще солидарность, доброжелательное отношение и запрет фаворитизации и использования общественной позиции члена ГМО для личной выгоды. Общество будет создавать культурные проекты и работать на широкие аудитории. Направление будут задавать члены правления общества. В него входят около 10 человек. Инициативная группа и учредители общества - я, председатель общества, Тереса Мазепа, Иван Остапович - заместители, Любовь Кияновская, Роксолана Гавалюк, Виктор Пилипишин, Наталья Сиротинская и другие - члены правления.

Почетным президентом общества избрали украинскую оперную певицу, солистку Венской оперы Зоряну Кушплер.

Для артистки такого уровня прежде всего была важна репутация и намерения нашего общества. После длительных переговоров она согласилась.

Автор: gazeta.ua
  "ГМТ всегда было интернациональным. Такую модель деятельности переняли себе. В том числе три основных принципа: просвещение, толерантность и новаторство".
"ГМТ всегда было интернациональным. Такую модель деятельности переняли себе. В том числе три основных принципа: просвещение, толерантность и новаторство".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали лауреатов Шевченковской премии-2020

Кто и как может стать членом общества?

Все члены общества делятся на три типа. Почетные - те люди, которые имеют особые заслуги перед музыкальным кругом. Ими уже являются композитор Мирослав Скорик, легендарный дирижер, работавший во Львовской опере, Юрий Луцив. Членом общества уже является известный шведский дирижер Даниель Хансон, один из крупнейших промоутеров Украины в Швеции. Сейчас приглашаем как почетного члена общества председателя Венского музыкального общества Отто Бибу, директора архива "Общества друзей музыки" в Вене. Его согласие будет большим репутационным толчком для общества в Европе.

Второй тип - благотворители.

И последний тип - активные члены, которые будут участвовать в организации жизни общества, влиять на него. Они будут платить символические членские взносы, примерно 800 грн в год. У них будет карта члена ГМО, которая дает возможность бесплатного доступа ко всем событиям общества. Их планируем минимум два в месяц.

В общество вступили уже более сотни человек. Это не только профессиональные музыканты, но и художники, скульпторы, литераторы и другие художники.

Нам очень важно подчеркнуть, что общество является интернациональным и его членами могут быть культурные деятели из всей Европы. Но, несмотря на это, общество будет сосредоточивать фокус на продвижении именно украинской музыки.

Какие мероприятия уже организовало ГМО?

Первой крупной акцией Галицкого музыкального общества было экспонирование исторических документов из личного архива семьи Тересы Мазепы. Выставку проводили в холле Львовского органного зала. Она, к нашему большому удивлению, вызвала фурор и была интересна не только узкому кругу специалистов.

Во-первых, это старые документы. Некоторым более 200 лет. Посетители имели возможность прикоснуться к ним, таким образом почувствовать себя причастным к прошлому. Эти артефакты иллюстрируют историю успеха общества, проводившего свою активную деятельность и оживлявшего музыкальную жизнь Львова в течение века.

Среди экспонатов был, например, счет на закупки строительных материалов для фундамента Львовской филармонии.

Один из документов показывает, кто и сколько платил за членство в обществе. Часть тех имен уже стали хрестоматийными в истории украинской классической музыки. Также сделали репродукции афиш из мероприятий, которые организовывало общество. Так называемые плей-листы того времени.

Афиши объясняют культуру билета того времени. Более трети информации было от том, где и как можно купить билет. Для членов музыкального общества была одна цена билета. Для членов музыкального общества, которые покупали билет своим друзьям и знакомым или в подарок, - другая. Стоимость для нечленов организации и для студентов - еще другая. Также тогда существовал целый сервис заимствования музыкальных инструментов для концертов. И на афишах всегда указывали их владельцев.

Автор: gazeta.ua
  "Для такой амбициозной цели у нас было все - люди, репутация, связи, большое желание работать и интересный слой истории. В частности - амбиции на инновационность, не лишены вкуса".
"Для такой амбициозной цели у нас было все - люди, репутация, связи, большое желание работать и интересный слой истории. В частности - амбиции на инновационность, не лишены вкуса".

Галицкое музыкальное общество - это только музыка?

Нет, это еще и другие виды искусства. У нас уже есть активное сотрудничество с различными галереями города, в частности налаживаем работу с другими отраслями. Мы за синергию, потому что именно так в наше время появляется качественный культурный продукт. Благодаря этому возникают мощные культурные фестивали и вернисажи. Музыка прекрасно сочетается со всеми другими видами искусства. С другой стороны - у нас есть невероятная медийная команда. Будем и дальше работать в архивах, создавать уникальный и крутой контент, организовывать конференции, блоги и тому подобное. Есть очень много амбиций, готовим разнообразные проекты. Но постараемся делать и рекламу классической музыки, положение которой не выгодно сейчас.

В целом украинская культура нуждается в качественном продвижении, потому что банально мы проигрываем и на этом фронте нашему восточному соседу. Культура должна быть откровенной, должна шокировать, должна стимулировать к размышлениям, развитию и рефлексиям. Нам надо спешить. Потому что мы теряем время зря.

Тарас Демко - директор Галицкого музыкального общества, заместитель директора Львовского органного зала, независимый культурный менеджер. Родился 8 августа 1990 в Сходнице, что на Львовщине. 2012-м окончил Швейцарскую школу гостиничного бизнеса, а в 2013-м Львовский национальный университет имени Ивана Франко. Директор и куратор фестивалей Lviv Bach Music Days, Collegium Musicum Fest, Lviv Hindemith Fest. Директор фестиваля Людкевич Фест и соучредитель симфонического оркестра Ukrainian Festival Orchestra (UFO).

Сейчас вы читаете новость «"Украинская культура нуждается в качественном продвижении" - Галицкое музыкальное общество возобновило деятельность». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи