56-летний Виталий Кейдун из Новгорода-Сиверского на Черниговщине отворяет двери мастерской, где разместилось творческое объединение "Княжа скарбниця", которым он руководит. Стены увешены вышивками и картинами местных художников — на полотне, бересте.
Расправляет на столе шитье. Садится и начинает орудовать иглой.
— Пока будем разговаривать, я еще немножко хоругви вышью, — объясняет, держа иглу в левой руке. — То, что я левша, — вышиванию не мешает.
По просьбе настоятеля Новгород-Сиверского Спасо-Преображенского монастыря Кейдун вышивает хоругвь.
— В детстве я часто болел, — вспоминает. — Чтобы убить время, вышивал. Видел, как бабушка это делает. А она учила, чтобы не дай Боже на изнанке корявки (путаницы нитей. — " ГПУ") не было.
Первую свою вышивку подарил бабушке Марии Лукиничне на 8 Марта. В пять с половиной лет на лоскутке ткани, которую ему оторвали на портянки, вышил "свинячу стежечку" — так на Новгород-Сиверщине называют один из узоров.
— Теперь и по ночам вышиваю, — добавляет. — Где-то с одиннадцати до трех -четырех утра. Лампу дневного света для этого купил.
Вынимает из пакета несколько рушников, вышитых крестиком.
— Традиционная вышивка Новгород-Сиверщины — крест, — объясняет, показывая изнанку. Шитье чистое, не видно, куда и нитка прячется. — Гладь пришла к нам с Брянщины в 1950-х.
Говорит, что за 50 лет вышил с сотню рушников и икон. И только два рушника и две иконы продал.
— Стыдно как-то такое продавать, — делится. — Друзьям, знакомым раздарил свадебные, каравайные, венчальные рушники. Мои работы есть в частных коллекциях в 12 странах. А у меня осталось их с десяток.
Виталий Кейдун обходил весь родной Красный Хутор Воробьевского сельского совета. По крестику срисовывал узоры вышивок, которые уцелели после войны. Насобирал 1300 орнаментов. Расспрашивал у стары х людей, какие элементы должны быть на том или другом рушнике.
— Главное — не нарушить канонов, — объясняет, доставая вышитый красным рушник. — Эта вышивка зовется пасхальной. А на свадебном рушнике обязательно должно быть " гільце" (обрядовое дерево на украинской свадьбе. — "ГПУ"), которое символизирует продолжение рода, богатство в семье, благополучные рода. Никогда не сажусь за вышивание в плохом настроении. Старые люди говорили, что негативная энергетика передается шитью.
17 июня 1951 года — Виталий Кейдун родился в селе Красный Хутор на
Новгород-Сиверщине
1981 — окончил исторический факультет Новгородского государственного
пединститута.
С 1976 по 1989 — учительствовал на Сумщине
1989 — вернулся в родное село. Создал Краснохуторский социально-культурный
центр национального и духовного возрождения "Сиверское Полесье"
1994 — окончил культурологический факультет Киевского государственного
института культуры
2002 — руководитель творческого объединения "Княжа скарбниця"
Комментарии