Ексклюзивы
пятница, 23 ноября 2007 15:06

Господинов называет вещи своими именами

Болгарский поэт и прозаик Георги Господинов, 39 лет, является одним из самых популярных литераторов у себя на родине. Таких творцов часто называют  знаковыми или культовыми. Потому что именно им наиболее метко удается представить людям образ и — главное — вкус текущего момента. Иными словами, попасть в резонанс со временем и местом, в которых живешь.

Георги снискал признание в первую очередь как поэт своим первым сборником "Лапидарий" (1992). Однако настоящая популярность пришла к Господинову как к прозаику — в конце 1999-х. С тех пор его "Природный роман" (1999) был переведен на девять языков и отмечен несколькими престижными болгарскими премиями.

Господинов-рассказчик обладает даром связывать самые неожиданные истории. Делает он это непринужденно и легко. Приблизительно так пишется современная поэзия. Несколько невидимых штрихов создают ощущение чудесной завершенности. У Господинова эффект присутствия создается при помощи милых деталей, реабилитирующих уставшего и разочарованного героя постсоциалистической, а теперь уже и цифровой, эры, придавая ему щемящие и человечные черты. Например, обычное кресло-качалка, к которому так привязан один из героев "Природного романа". В то же время в поэзии Господинова обязательно присутствуют вполне завершенные микроистории, которые могли бы развиться в рассказ или повесть. Лирическая проза и эпическая поэзия? Почему бы и нет?

Ему хватает историй своей улицы и своего города

Господинов всегда находит мудрый баланс между жизнью и культурой. От культуры у него какая-то сквозная сентиментальность и ностальгично сть. Эта маниакальная тяга к набоковским "прикосновениям настоящего" вполне уравновешивается реалистичностью и приземленностью его сюжетов. Господинову хватает историй своей улицы и своего города. Для того чтобы сказать о главном, ему не нужно открывать Америку.

Писатель далек от дидактики и стенаний над жертвами жестокого времени. Против этого у него есть универсальное лекарство — спасительная ирония. У Господинова она язвительна, но не желчна и не жестока. Ее можно было бы назвать изобразительной. Например, по-разному можно назвать обычные человеческие уши. У Господинова же они становятся "мидиями страсти". Не каждый способен назвать вещи своими именами, когда существует так много чужих.

Сейчас вы читаете новость «Господинов называет вещи своими именами». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть