Ексклюзивы
четверг, 27 января 2011 03:45

В приватизации "Международных авиалиний Украины" наступила пауза

"Фонд государственного имущества (ФГУ) недоволен результатами оценки стоимости 61,6% акций ПрАТ "Международные авиалинии Украины" (МАУ), которые принадлежат государству, и отправит их на доработку", сообщил агентству источник в правительстве. Оценку провели так, что ее результат можно обжаловать" (информагентство "Интерфакс-Украина").

Не хочется злорадствовать на этот счет, но нельзя не сказать сакраментальное: ведь предупреждали, причем не раз. И экономические эксперты, и аналитики, и авторитетные украинские оценщики и прежние руководители ФГУ, и народные депутаты неоднократно выражали обоснованные сомнения относительно способности оценщика госпакета акций МАУ — ООО "Украинская экспертная группа" — справиться с поставленной задачей. Много говорили и о том, что процесс приватизации крупнейшего отечественного авиаперевозчика имеет откровенно "заказной" характер. Теперь к такому же выводу, похоже, пришли и в Кабинете Министров. Иначе и быть не могло. И не только потому, что в правительстве работают люди, которые замечательно понимают, кто стремится любым путем получить МАУ, и осознают, к каким негативным последствиям для украинского рынка пассажирских авиаперевозок это может привести.

10 декабря 2010-го президент Виктор Янукович подписал указ, по которому вступило в силу решение Совета нацбезопасности и обороны "О ситуации в сфере приватизации государственного имущества", дав "зеленый свет" приватизации многих инвестиционно привлекательных объектов. В документах отмечают, что основным требованием главы государства к ФГУ является обеспечение Фондом прозрачной приватизации и проведения открытых конкурсов. После этого продажа госпакета акций МАУ так, как планировали (заранее выбранному покупателю, по предварительно согласованной с ним непрозрачной схеме), к тому же по откровенно заниженной цене, фактически будет означать неповиновение требованиям президента и игнорирование его указа. Со всеми вытекающими последствиями. Похоже, это начали осознавать в ФГУ, поэтому и решили "взять паузу".

В то же время в средствах массовой информации развернулась активная кампания под девизом "Руки прочь от приватизации МАУ!" Писали, что происходящее сейчас вокруг госпакета акций Авиалиний — "честная и прозрачная приватизация". Мол, она "очень выгодна государству, которое получит деньги в бюджет", да и самой авиакомпании, так как она получит "добросовестного частного инвестора, который сможет обеспечить ей эффективное управление и стабильное развитие". Говоря словами классика, "отсюда, пожалуйста, поподробнее".

Три компании — Capital Investment Project, UIA Beteiligungsgesellschaft mbH и UIA Holding GMBH, — которые являются совладельцами МАУ, заявили о намерении приобрести госпакет акций авиаперевозчика в размере 61,58% его уставного капитала. Приватизацию МАУ ради этого и начали, а все отмеченые компании фактически принадлежат одному человеку — израильскому бизнесмену Арону Майбергу.

Кто он? В серьезных деловых кругах Арон Майберг пользуется довольно сомнительной репутацией. В частности, как совладелец, генеральный директор и глава Наблюдательного совета авиакомпании "АэроСвит", чуть не довел ее до полного банкротства. Причем, похоже, делал это сознательно, потому что давно решил поменять "АэроСвит" на МАУ. Наверное, стремился перед тем разорить своего будущего основного конкурента, перечисляя деньги с счетов авиакомпании на счета своих офшорных фирм. К этому можно прибавить просчеты Майберга в стратегии развития "АэроСвита", назначение им на руководящие посты недостаточно квалифицированных специалистов. Поэтому совладелец и инвестор для МАУ из него — не наилучший.

В 2009 году Capital Investment Project кулуарно, с многочисленными и грубыми нарушениями законодательства, приобрела 5,97% акций МАУ, которые принадлежали ранее ирландской авиакомпании Aer Cap. Прошлым летом австрийская авиакомпания Austrian Airlines продала Арону Майбергу свою фирму UIA Beteiligungsgesellschaft mbH, которая владела 22,52% акций МАУ. В начале этого года Европейский банк реконструкции и развития заявил о завершении операции по выходу из уставного фонда МАУ и продаже надлежащих ему 9,93% акций фирме UIA Holding GMBH. Ее владельцем также является Арон Майберг. Таким образом, на сегодня ему через три фирмы принадлежат 38,42% акций "Международных авиалиний Украины". Так говоря, един в трех лицах.

А как же с "пользой для государства и его бюджета"? Госпакет акций Авиалиний ООО "Украинская экспертная группа" оценило лишь в 270 млн грн. Хотя речь идет о ведущей украинской авиакомпании, которая на рынке отечественных авиаперевозок охватывает более 30%. Оставим в стороне тот факт, что "Украинская экспертная группа" раньше не раз сотрудничала с Ароном Майбергом. Вспомним, что авиакомпания Wind Rose ("Роза ветров") предложила купить госпакет акций МАУ за 492,9 млн грн, а компания "Днипроавиа" — за 516,8 млн грн. Эксперты же называют суммы, которые доходят до 1 млрд грн. Если при такой ситуации для госбюджета будет выгоднее получить лишь 270 млн грн, то логика выходит странная, а точнее — абсурдная.

Итак, Фонд госимущества "взял паузу" в приватизации "Международных авиалиний Украины". Что будет дальше, пока неизвестно. Хотелось бы надеяться, что старт приватизации в Украине в 2011 году выйдет удачный — как с точки зрения выгоды для государства, так и относительно соблюдения законности.

Сейчас вы читаете новость «В приватизации "Международных авиалиний Украины" наступила пауза ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть