— Мы предлагаем очень взвешенные, системные шаги. Когда идет речь о воспитании наших детей — будущего страны, резкие действия недопустимы, — говорит эксперт. — Поэтому общество, родители должны сформулировать социальный заказ на современное среднее образование. В центре этой системы следует поставить учителя и обеспечить его достойной зарплатой.
Еще один важный момент — схема расчета оплаты труда педагога. Существует мировая практика: педагог, работающий творчески, с высокой квалификацией, получает за свой труд значительно больше. В Украине эта разница — копейки. И такая "уравниловка" играет негативную роль.
То есть все упирается в финансы?
— Деньги решают не все. Вопрос достойной оплаты учительского труда является первостепенным, потому что это еще и вопрос престижа профессии. Трудно думать о творческом подходе к работе и потребности учеников на пустой желудок. Как только изменится к лучшему ситуация с оплатой — "помолодеют" кадры. Хотя молодежь сегодня не идет работать в школу по другой причине: там нет возможности для самореализации, профессионального роста.
Мешают жесткие учебные планы?
— Система управления "сверху вниз", унаследованная от СССР, вообще не способствует самореализации и творческому росту. Поэтому отечественной системе образования нужно дать больше свободы. Вместо бесконечных бюрократических проверок и жестких рамок учебных планов — полноценный диалог школы и общества. Мы должны доверять учителю. Как профессионал он знает, что и как лучше воспримут его воспитанники.
Но родители хотят, чтоб детей учили не только с душой.
— Разрабатывать учебные планы и программы должны специалисты, а не чиновники, которые давно оторвались от реальной педагогической работы. У нас есть немало талантливых педагогов и интересных методик.
Украина еще несколько лет назад заявила о переходе от модели государственного управления образованием к общественно-государственной. Идет речь о системе, где контроль за содержанием и качеством образования переходит к профессиональным и общественным объединениям.
Доказала свою эффективность и схема образовательных округов. В их профессиональные и общественные советы входят педагоги, родители, общественные деятели, предприниматели, — все, кто лучше ориентируется в потребностях конкретной территории. А органы местного самоуправления обеспечивают работу школ.
Как решить вопрос достойного обеспечения средних учебных заведений?
— Из бюджета у нас финансируется не собственно образование, а расходы на содержание помещений школ и зарплаты учителям. А школа может и должна зарабатывать, в частности и на надбавки к зарплатам педагогов. Запрещать это — глупо. Нужно также предусмотреть налоговые льготы для предпринимателей, которые финансово поддерживают школы. Это позволит привлечь больше средств на внедрение новых методик.
Комментарии