Ексклюзивы
вторник, 06 ноября 2007 17:23

"Количество сколиозов во время учебы вырастает в 20 раз"

  Валентина Педан: ”Нужно не провозглашать лозунг ”Снизить инвалидность!”, а обеспечить социальную адаптацию детей-инвалидов”
Валентина Педан: ”Нужно не провозглашать лозунг ”Снизить инвалидность!”, а обеспечить социальную адаптацию детей-инвалидов”

Заместитель начальника отдела здравоохранения матерей и детей МОЗ Украины Валентина Педан, 55 лет, говорит, что первый осмотр гинеколога в школах могут заменить собеседованием.

 

Как вы оцениваете состояние здоровья школьников?

— Нельзя сказать, что оно очень плохое. Скажем, среди детей до 18 лет инвалиды составляют 1,9 процента. В России, например, 3 процента. В США — 10–15 процентов в зависимости от штата.

Почему такая разница?

— Там другие подходы в определении инвалидности. Мы берем более тяжелую патологию. В Америке в статистику входят не только инвалиды, но и дети с особенными потребностями, с граничным состоянием здоровья. Чем больше развита социально-экономическая страна, тем большей является категория детей-инвалидов. Потому что государство может гарантировать им социальную поддержку. Кстати, и среди стран СНГ этот процент за последние 15 лет увеличился втрое.

Как это объяснить?

— Возможно, из-за улучшения диагностики. Сказывается и демократия: люди осведомлены в своих правах и отстаивают их, это касается и инвалидов.

Но в любом случае показатель инвалидности не должен пугать. Нужно не провозглашать лозунг "Снизить инвалидность!", а обеспечить социальную адаптацию детей-инвалидов. Дать им возможность лечиться, реабилитироваться, нормально учиться.

Какие причины плохого состояния здоровья детей?

— На это влияет многое: среда, генотип, образ жизни,  питания, конечно, школа.

А она как влияет?

— За время учебы среди учеников втрое увеличивается количество случаев нарушений осанки, остроты слуха и зрения. А количество сколи озо в — почти в 20 раз. У 2,8 раза растет количество заболеваний системы кровообращения. Осложнения возникают из-за недолеченной до конца простуды — ведь не каждая мать может сидеть с ребенком на больничном. Температуры нет — иди в школу. А ребенок еще слаб. Вот и осложнение.

Также, по нашей статистике, за время пребывания в школе в два с половиной раза увеличивается количество психических расстройств и заболеваний.

На что нужно обратить внимание родителям, чтобы облегчить школьную жизнь ребенка?

— В первую очередь на режим дня. Школьник должен спать 9–10 часов в сутки, больше бывать на свежем воздухе, рационально питаться. Съедать ежедневно 400–600 граммов овощей и фруктов. Это потребность организма ребенка. В школьном рационе преобладают крупы, мучные изделия, особенно сегодня. Поэтому родители должны класть ребенку в портфель яблоко, банан, морковь. А детям, которые посещают группу продленного дня, организовать горячее питание.

Можно ли частично заменить фрукты и овощи витаминами в пилюлях?

— Нет. Витамины, конечно, можно давать. Но внимательно прочитать инструкцию — есть возрастные ограничения. А еще оболочки, которыми покрывают некоторые витаминные пилюли, могут вызывать аллергию. Не стоит пить витамины постоянно. Следует употреблять их в периоды авитаминоза: весной и глубокой осенью, когда не хватает живых фруктов и овощей в меню.

Насколько эффективные школьные профосмотры?

— Из-за массовости они не всегда эффективны. Это не то качество, которое бы мы хотели видеть. И не тот индивидуальный подход. Желательно, чтобы на такие осмотры дети приходили вместе с родителями. Чтобы взрослые сказали врачу, что именно тревожит ребенка, на что она чаще всего жалуется.

Школьник должен спать 9–10 часов в сутки

Может, нужно что-то менять в профилактике заболеваний вообще?

— Да. Мы до сих пор не обращаем внимания на физическое развитие, как это делают в развитых странах. Недавно Всемирная организация здравоохранения разработала новые стандарты для оценки физического развития детей до 5 лет и до 18 лет. МОЗ Украины тоже планирует их использовать. Специалисты оценивали изменения  показателей роста и веса у детей, которые живут в хороших условиях, и таким образом определяли стандарты развития.

Что нового в таком подходе?

— Наша медицина ориентирована больше на выявление заболеваний. Патологии находим, а вот самому развитию ребенка уделяли мало внимания. А отслеживание изменения веса и роста дают возможность обнаруживать болезнь на начальной стадии.

В некоторых школах сегодня создают центры здоровья и проводят массовую профилактику среди учеников. Это идет на пользу?

— Я не поклонница таких реабилитационных центров. Там всех за определенную сумму кормят витаминами, биологическими добавками, делают физиотерапию. Я считаю, профилактический подход должен быть индивидуальным. Нужно советоваться с врачом, чтобы не навредить.

А что происходит с подростками?

— Все проблемы здоровья, которое есть в младшем и среднем школьном возрасте, у подростков сохраняются и углубляются. Особенно психические расстройства. А они присущи как городским, так и сельским ученикам. Я раньше считала, что к  суициду больше склонны дети больших городов. Но выяснилось, что сельские подростки склонны не меньше. Именно в этом возрасте впервые пробуют алкоголь, наркотик, приобретают первый сексуальный опыт. Нужно говорить с подростком о СПИДе и других инфекционных болезнях, которые передаются половым путем.

Кто должен это делать?

— Родители, учителя, врачи. Но лишь тогда, когда ребенок к такому разговору готов. Кстати, мы думаем существенно изменить первые осмотры гинекологов, которые сегодня проводят среди учениц старших классов, чтобы их не травмировать. Ведь часто после такой первой встречи девочки вообще боятся посещать "женского" врача. Может, стоит заменить осмотр беседой. Говорить отдельно с девушками, а затем с ребятами о том, когда стоит обращаться к врачу, какие могут возникнуть проблемы и тому подобное.

Что-то уже делается в этом плане?

— С помощью международных организаций в Украине создаются так называемые дружеские к молодежи клиники. Основной принцип там — не осуждать. То есть молодой человек может обратиться туда с любой проблемой со здоровьем, о которой не отважится рассказать родителям. И там ему помогут.

Например?

— Проблемы, связанные с половой жизнью, с употреблением наркотиков. Психологические проблемы, которые возникают в отношениях с родителями, учителями.

Эта помощь бесплатная и конфиденциальная. Подобные заведения уже действуют во Львове, Хмельницком, Запорожье. Пока еще их 33, но впоследствии планируем распространить этот опыт по всей Украине.

Сейчас вы читаете новость «"Количество сколиозов во время учебы вырастает в 20 раз"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть