Ексклюзивы
пятница, 18 августа 2017 20:00

Все хотели быть, как Марадона, а я покорил балет: хореограф ГОГОЛЬFEST Оскар Шакон
48

Фото: Ирина Козюпа

Темой ГОГОЛЬFEST в этом году стала идея "ковчега". Организаторы предлагают поразмышлять, о месте, в котором каждый человек будет свободным и иметь надежду на светлое будущее. "Ковчег - как место спасения. Ковчег - как место жизни. Ковчег - как место вдохновения", - так трактует концепцию юбилейного фестиваля его руководитель Влад Троицкий.

Одни из версий, стала совместная украинско-швейцарская опера-балет Ark, созданная по мотивам Песни Песней царя Соломона из Ветхого Завета. Режиссером-постановщиком выступил Влад Троицкий, с участием труппы Totem Dance под руководством Кристины Шишкаревой. Хореографом-постановщиком в Украину пригласили Оскара Шакона, премьера труппы Мориса Бежара.

Оскар начал свою карьеру, как танцовщик классического балета, но встреча с легендарным Морисом Бежаром изменили его видение танца и мира в целом. Во время подготовки постановки, мы расспросили Шакона, как ему работается в роли хореографа, узнали, куда движется современный балет, и как юноша из Колумбии решился покорить танец.

Автор: Ирина Козюпа
 

Переход от танцовщика к хореографу дался тяжело?

Работал в труппе Мориса Бежара 12 лет. Решил использовать приглашение из Украины, как шанс. Понял, пришло время перемен. Имею большой опыт танцовщика, но и работа хореографа тоже интересна. Мне непросто, потому что все зависит теперь не только от тела. Я тренируюсь часами ежедневно, теперь должен думать не только о теле, а также о том, как выглядит сцена в целом.

Главная концепция перформанса - изменения в жизни, когда беспорядок заполняет окружающий мир, социальные сети, технологии, мы начинаем искать свободное место. Чтобы отдохнуть отправляемся, где нет слишком людно. Перестали ездить по улицам в авто, потому что везде много людей. Мы должны делать что-то с этим. В постановке задействованы только женщины, это тоже не случайно. Два поколения женщин. Раньше женщины не имели права даже поздороваться на улице, а сегодня свободны. Постановка имеет много линий. Хотим показать, что мы становимся ленивы в работе над собой.

Какая миссия балета сегодня?

Важно в искусстве воспроизводить жизни. В постановке для ГОГОЛЬFEST мы отражаем новую жизнь. Я вижу каждый день, как люди в метро сходят с ума в крупных городах. У них нет времени, даже украинцы, милые люди, подверженные суете. Люди активно живут, проводят время в барах. Необходимо сделать балет доступным для всех. Бежар поломал стереотип, что балет только для богатых. Он делал постановки для тысяч людей бесплатно. Хорхе Донн был его музой. Люди должны использовать все идеи и инструменты. Бежар переносил идеи из жизни и создавал искусство. Мы должны делать то же самое.

Танцовщики балета немало сил уделяют физическим тренировкам. Но психологическая составляющая в этом деле играет не последнюю роль.

Жизнь - это процесс. Вы 20 лет делаете одно и то же и будете в этом лучшими. Тело, как инструмент становится сильнее. 20 лет занимаясь классическим балетом по 8 часов в день будете в хорошей форме, в совершенстве работать на репетициях, но мозг это тоже в какой-то степени мышца, которую нужно использовать по полной. Человек может быть невероятным танцовщиком всю жизнь, но еще быть способным качественно делать другие вещи. Должны развивать свою личность и способность творить. Сначала хороший человек, потом - хороший танцовщик. Выбор за вами - ждать в студии, что скажут делать, или создавать самому. Я выбрал последнее. Постоянно меняюсь, хотя мог оставаться работать в большой труппе. Хочу, чтобы мой мозг работал, как у математика. Мне важно мечтать, воплощать задуманное, находить новые ощущения и передавать их людям.

Автор: Ирина Козюпа
 

Балет - это профессия или образ жизни?

Каждая профессия сегодня - это стиль жизни. Время идет так быстро и мы должны сделать так много, как только можем. Мы не знаем, что произойдет с нам дальше. Мы не должны клясться, что будем танцевать все вечно, возможно завтра больше не будет шанса заниматься этим делом. Надо быть готовыми к переменам.

Сами готовитесь? Каким видит свое будущее?

Я хочу танцевать, быть хореографом. Трачу на это много энергии. Я стал отцом и должен заботиться о своей семье. Ребенок изменил меня. Больше не могу быть просто танцором. Я много путешествую и нет времени быть дома. В Колумбии я учился различным видам танца. Но Бежар заставил задуматься о том, что тело стареет.

Хотели бы, чтобы сын продолжил семейное дело и тоже пошел в балет?

Я хотел бы, чтобы он использовал в жизни все возможности. Чтобы он был дисциплинированным, не только работа или отдых. Чтобы он был изобретательным.

Автор: Ирина Козюпа
 

В одном из интервью заметили, что балет спас вас от улицы.

Я дрался за балет в детстве. Люди не понимали в Колумбии, как парень может этим заниматься. Я играл на улице в футбол, гулял с друзьями, ходил на вечеринки. Но я выбрал балет, потому что это стиль жизни. Я мог играть в футбол, но все хотели быть, как Марадона и другие звезды. Когда пошел в балетную школу она меня изменила. Я знал, что могу достичь высот в балете. Ранее не имел понятия, что мужчина, который занимается балетом может быть привлекательным, профессионалом своего дела, нужным в своем городе. Я получил авторитет. Когда местные девушки праздновали день рождения, меня приглашали ставить им вальс. И в 14 лет учил танцевать ребят, тех, кто смеялся надо мной.

Чем заинтересовал именно балет?

Танец больше, чем физическая форма, это как связь с космосом, который трудно описать словами. Хороший танцор заметен только на сцене. Я знаю много профессионалов, невероятных в студии, но не на сцене. Потому что они только исполнители и не имеют особой связи с космосом. Единственный путь к этому - много работы над собой не только в технике. Хореография и энергетика должны сочетаться, только это важно. Ты можешь научиться делать пируэты, но это не значит, что будешь красиво выглядеть на сцене. Многие танцовщиком не имеют харизмы, особой ауры. Можно научить робота хореографии. Бежар искал красоту и характер, не только хорошую технику. Люди хотят эстетики, но нужно больше чем это. Надо иметь что-то внутри. Это, как актер. Люди смотрят сериал потому что там любимый актер. Не потому, как он хорошо выглядит, а как ведет себя в целом, вживается в роль.

Автор: Ирина Козюпа
 

Существует мнение, что классический балет остановился в развитии. Чем сегодня можно заинтересовать зрителя?

Должны спросить себя, что такое балет. Он должен говорить с нами, это не просто шаги. Некоторые из артистов уделяют внимание балету, как-то чисто физическому и, конечно, это скучно. Но балет это не только техника. Должны сочетать его с другими видами искусств, разбираться в них. Сегодня балет может выглядеть как потерянный, потому что это больше эстетика, много хореографии, теряют связь с космосом. Дело не в том, что он стареет. Пина Бауш до сих пор танцует, для кого-то это не классика, но сегодня ты должен идти против правил и учиться новому постоянно.

То есть границы стираются?

Должны смешивать. Я этому научился в Бежара, хотя до этого танцевал классический балет. Но мой мозг объединяет эти два мира и люди должны находить новые техники. Все связано.

Красота классического танца в сложности исполнения. Отличная техника, должны задействовать все мышцы. Я уважаю классический балет, ведь это то с чего начинал сам, но не могу на этом останавливаться. Как говорил Бежар: "Танец - это жизнь". Мы в нем используем даже каратэ, кунг-фу. Это тоже о балете, это энергия. .. Это очень видно на примере балета Иржи Киллиана из Голландии. Это прекрасная классическая техника с современными элементами. Он мастер нашего поколения. Если ты останешься только в классическом балете, то же самое, что останешься в статическом состоянии. Ты будешь лучшим, но будешь оставаться на одном уровне.

Как Морис Бежар изменил ваше видение балета, как классического танца?

Я был классическим танцовщиком, хотел делать десять пируэтов на сцене, мечтал быть звездой, достичь идеальной техники в исполнении, а потом встретил Бежара. Когда в классическом балете приходишь к руководителю труппы и не имеешь назначенной встречи, тебя не пустят к нему. Ты должен поклониться ему при встрече. А Бежар просто встретил меня, пригласил на ужин. Я был шокирован, этот человек, легенда приглашает меня поесть с ним? Он обращался со мной на равных. Сломал все правила, изменил мой взгляд на балет. Был прогматичным, сочетал в балете разные культуры.

Проблема, что у нас мало времени. Бежар изменил для меня мир, показал, что мы должны использовать все. Я живу в Швейцарии, где люди не работают в пожилом возрасте, как в Японии или Украине. Когда в Украине спускаюсь в метро и вижу, как пожилая женщина продает помидоры, покупаю их, даже если они мне не нужны. Затем иду на улицу и вижу того, кому они нужны и отдаю. Я не из тех людей, которые разбрасываются деньгами, просто есть вещи, которые чувствуешь, что должен сделать и это то, чему я хочу научить своего сына.

Автор: Ирина Козюпа
 

Организаторы 10-го международного фестиваля современного искусства ГОГОЛЬFEST составили Манифест, объяснили нынешнюю концепцию - ветхозаветный ковчег.

"Празднуя первый юбилей, осознаем, что за 10 лет мы построили Новый Ковчег. В нем объединили наиболее уникальные и важные вещи в художественной сфере страны", - говорят представители фестиваля.

Сейчас вы читаете новость «Все хотели быть, как Марадона, а я покорил балет: хореограф ГОГОЛЬFEST Оскар Шакон». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи