Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
22.09.2016
1

Почему они не сидят?

Если кто и может выглядеть смешно, говоря о такой серьезной вещи, как коррупция, то это генеральный прокурор Юрий Луценко

Сегодня можно смело спрашивать об этом украинскую власть, ведь из окружения Януковича еще никого не осудили за разграбление Украины, убийство протестующих и государственную измену.

Сергей Лещенко убежден, что Юрий Луценко отказался участвовать в дискуссионной панели на саммите Yalta European Strategy (YES), посвященной коррупции, потому что ему нечем похвастаться за время своего пребывания на должности генерального прокурора.

В ходе этой панели британский модератор Стивен Сак (ведущий программы "Hardtalk", выходящей на "BBC") спросил, верит ли кто-то из присутствующих в зале украинцев и иностранцев в то, что украинская власть "действительно борется с коррупцией". Только двое из зала подняли руки, что стало настоящим приговором президенту Петру Порошенко и отражением усталости от Украины вроде той, которую Запад почувствовал посередине президентского срока Виктора Ющенко (это можно увидеть на 44-й минуте видео).

Но сегодняшняя ситуация отличается тем, что Украина не может позволить себе потерять поддержку Запада, поскольку находится в состоянии войны с Россией.

Брайан Боннер, редактор "Kyiv Post", недавно написал: "Если кто-то и может выглядеть смешно, говоря о такой серьезной вещи, как коррупция, то это генеральный прокурор Юрий Луценко. К его несчастью, люди ожидают такое поведение от комика или клоуна, а не от главного чиновника в иерархии органов правопорядка в Украине".

Луценко использовал дырявый стакан, чтобы донести до публики, что для перекрытия коррупционных схем (аналогия - латание дыр в стакане) необходимо, чтобы бюджетные средства не вытекали, как вода, оставляя государственную казну пустой. Однако, как недавно отметил эксперт по энергетике Эдвард Чоу во время панели в Вашингтоне, обсуждая борьбу с коррупцией в Украине, не имеет значения, пустой или полный стакан, потому что его уже давно украли.

"Kyiv Post" недавно написал: "Доверие к Юрию Луценко в качестве генерального прокурора падает, потому что ему не удалось уволить обвиняемых в коррупции прокуроров или принести любые серьезные коррупционные дела в суды. Все время Луценко продолжает демонстрировать политическую угодливость президенту Петру Порошенко, который назначил его".

На этой неделе Луценко сообщил, что Янукович создал "мафиозное государство", продемонстрировав этим, насколько медленно, некомпетентно и непрофессионально работает Генеральная прокуратура. О том, что Украина была, как сказал специальный прокурор Национального суда Испании Хосе "Пепе" Гринда Гонсалес, "виртуальным мафиозным государством" вместе с Россией, Беларусью и Чечней, было известно еще с 2010 года. В каждой из этих стран трудно отличить действия правительства и организованных криминальных групп.

Весной 2012-го влиятельный англоязычный журнал "Foreign Affairs" опубликовал статью, автор которой включил Украину в перечень "мафиозных государств" мира. В Европейском Союзе пришли к такому же выводу, когда один из его чиновников заявил, что Украина "действительно находится в процессе перехода от олигархической к мафиозной экономике". Подобную мысль высказывал и британский эксперт Эндрю Вильсон, написав: "Украина всегда была олигархическим, а теперь выглядит мафиозным государством".

Проблемы Украины гораздо глубже, чем Луценко может или хочет признать публично.

Фразу "Почему они не сидят?" впервые использовала в 2006 году партия "Пора", которую тогда возглавлял Владислав Каськив и которая создала блок с партией "Реформы и порядок" (ПРП).

Сегодня Генеральная прокуратура пытается экстрадировать Каськива из Панамы по обвинению в масштабной коррупции, когда он был членом правительства Николая Азарова при президенте Януковиче. На выборах 2006 года политический ролик "Почему они не сидят?" содержал лицо Януковича, председателя Центральной избирательной комиссии 2004 Сергея Кивалова, Андрея Клюева и Виктора Медведчука (которого Порошенко пригласил участвовать в Минских переговорах).

В 2006-м блок "Поры" и ПРП заявил, что "пришло время новых людей" и "пора наводить порядок". Однако в течение последнего десятилетия мы увидели, что они так и не стали "новыми людьми" и не навели порядок в государстве. А представители украинской элиты успешно пережили два народных восстания, продолжая зарабатывать на коррупции и избегать ответственности за свои поступки.

На выборах 2006 года альянс Каськива с Виталием Кличко и лидером ПРП Виктором Пинзеником провалился, получив 1,5% голосов. Однако это не помешало амбициям Каськива, и в следующем году он был избран в парламент в составе блока "Наша Украина - Народная самооборона".

Я видел Каськива в тот же год, когда он выступал на семинаре, организованном Национальным фондом демократии в Вашингтоне, - вместе с директором Фонда "Демократические инициативы" Илька Кучерива и руководителем Института массовой информации Сергея Тарана. На семинаре Каськив расхваливал Андрея Клюева, который всего год назад был изображен в предвыборном ролике "Поры" как бандит, который должен сидеть в тюрьме.

Будучи депутатом, Каськив стал на сторону тех "прагматиков", которые выступили против Тимошенко и поддержали отрицательное голосование во время обоих туров президентских выборов 2010 года, чем помогли Януковичу прийти к власти. В группу "прагматиков" входили также Порошенко, Виктор Балога, Иван Плющ и другие. Все они - в том числе Каськив - продложили работать с Януковичем после того, как он был избран президентом в 2010 году, и Каськив - как впоследствии и Порошенко - присоединился к правительству Азарова. Балога, в свою очередь, согласился управлять своим закарпатским феодальным регионом вместе с Партией регионов.

Дело Каськива указывает на три фундаментальные проблемы так называемой борьбы с коррупцией в высших эшелонах украинской власти.

Первая заключается в распространении цинизма, что выливается в высокий уровень общественного недоверия к институтам и политическим партиям. В 2006 году Каськив призвал посадить в тюрьму Януковича и его соратников, а пять лет спустя присоединился к его команде и стал таким же мафиози.

Во-вторых, и Каськив, и Порошенко были членами правительства Азарова в мафиозном государстве, которое строил Янукович. Однако Украина - не Бразилия и не Перу, где сотрудники независимой правоохранительной и судебной системы сумели добиться импичмента президентов, а в последнем случае - и его заключения. Запал Луценко по Каськиву никогда не распространится на других бывших членов правительства Азарова, которые сейчас находятся у власти.

В-третьих, в Украине продолжается практика выборочного правосудия, в рамках которого Генеральная прокуратура расследует дела только должностных лиц среднего и низшего звеньев - как в случае убийства Георгия Гонгадзе, когда осудили рядовых милиционеров, однако так и не нашли заказчиков. То же касается и бывшего лидера парламентской фракции Партии регионов Александра Ефремова, который был лишь одним из винтиков в мафиозной машине.

Патронами Каськива были руководители газового лобби Сергей Левочкин, Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ. Однако Порошенко никогда не нарушит предоставленный им иммунитет во время встречи в марте 2014 года у Вене. Пока Порошенко и Луценко не начнут направлять острие правосудия на всех нарушителей, Украинцы и страны Запада скептически оценивать борьбу украинской власти с коррупцией.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі