ВЫКАРАБКАТЬСЯ ИЗ ЭТОГО "ГОСУДАРСТВЕННОГО" УСТРОЙСТВА
Народные депутаты нового созыва, которых сегодня изберут, надеюсь, понимают, что для Украины сейчас главная задача – это постараться как можно скорее выкарабкаться из того "государственного" устройства, которое в результате последних двадцати лет получилось. А именно, получилось в результате крайне несправедливой массовой приватизации под руководством Кучмы, в результате "разброда и шатания" Ющенковского периода, в результате циничной абсолютной власти "семьи" Януковича. В итоге получилось у нас олигархическое государство - корпорация в форме закрытого акционерного общества. Поэтому в руководстве этой структуры неизменно находились и пока находятся только те, кто связаны между собой интересами, лояльностью, бизнес-отношениями.
И до сих пор никто, включая два Майдана, не может изменить внутреннее устройство вот этой госкорпорации. Причем, к рядовым людям это не имеет никакого отношения, т.к. простые граждане в руководстве этой структуры не участвуют. Поэтому нам нечего удивляться тому, что сегодня мы с вами имеем такой ничтожный результат деятельности Кабмина и, в частности, Минфина и Минэкономразвития. А пропасть между бедными и богатыми только увеличивается.
Как в текущих условиях ведомствам финансово-экономического блока работать скоординировано? Уже давно у нас существует это разделение между Минфином и Минэкономразвития. С одной стороны, это хорошо, с другой, — финансовый блок не имеет непосредственной ответственности за экономический рост. И получается так, что финансовая и бюджетная политика страны, включая доходную и расходную части бюджета, находятся в руках Минфина, а ответственность за темпы и качество экономического развития Украины возложены на Минэкономразвития.
Это притом, что не так давно и П.Порошенко, и А.Яценюк сами были министрами Минэкономразвития, отлично знают эти проблемы. Но не решают их. Наоборот, усиливают эти проблемы новыми решениями НБУ. И вот теперь перед украинским обществом стоит главная задача – сформировать сегодня, 26 октября, из вновь избранных народных депутатов полноценную альтернативу, которая бы стала в последующем по-настоящему политической, социально-экономической и самое главное – морально-нравственной.
Затем бороться за реализацию ключевых проектов и национальных программ этой альтернативы. Законодатели должны возглавить это альтернативное движение и остаться в истории подлинными реформаторами. Например, реорганизовать существующее Министерство экономического развития и торговли в МИНИСТЕРСТВО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ с получением дополнительных полномочий и функций. А также получения статуса Главного экономического министерства (подобно Казначейству Великобритании; Министерству экономики, финансов и промышленности Франции; Министерству развития Турции; Министерству бюджетной стратегии и экономики Казахстана и т. д.).
Безусловно, стабилизация экономики Украины невозможна без прекращения вооруженного противостояния на востоке страны, без укрепления центральной власти, т.е. украинской государственности. И если бы у меня прямо сейчас спросили, что нужно для этого народным депутатам сделать в Донбассе, только конкретно – раз, два, три? Не задумываясь, ответил бы так: "ВО-ПЕРВЫХ, всем нуждающимся жителям городов и поселков в зоне АТО надо предоставить 0,3 га земли бесплатно. ВО-ВТОРЫХ, простить им все коммунальные долги, включая квартплату, и по потребительским кредитам. А, В-ТРЕТЬИХ, тяжелую промышленность и шахты взять под контроль государства".
Что еще нужно делать для улучшения общих макроэкономических показателей? К сожалению, приходится только констатировать, что сложившаяся в украинской экономике ситуация — экстраординарна. Поэтому законодателям предлагаю, ПЕРВОЕ - пока еще не обвалился наш рынок ценных бумаг, начать передачу кредиторам, прежде всего из США и стран ЕС, пакетов акций предприятий-должников, что обеспечит приток капитала в Украину и — в перспективе — повысит прозрачность и эффективность работы этих акционерных обществ.Ведь категорически нельзя в текущей ситуации спасать активы олигархов за счет налогоплательщиков.
И ВТОРОЕ. На законодательной основе конвертировать корпоративную внешнюю задолженность в суверенную через систему открытых торгов, на которых иностранные кредиторы могли бы обменять корпоративные долги на еврооблигации Украины с погашением в 2020-2025 годах. Эта мера сэкономила бы наши золотовалютные резервы, позволила бы высвободить существенные средства для текущих задач, и сделала бы ненужной поддержку не менее сотни предприятий и финансовых учреждений, которые на поверку могут оказаться банкротами.
Готов внести свой личный вклад в подготовку таких законопроектов.
Александр ГОНЧАРОВ,
Директор Института развития экономики Украины